Светлана Базарова
Деловая игра «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитатель Базарова С. Е.
г. Покачи 2019 г.
Публикация «Деловая игра „Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Д. С. Лихачев
О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Но глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Каким образом необходимо приобщать ребёнка дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, игры и т. д.).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
В – четвёртых, взаимодействовать вместе с семьей. Основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья.
Цели и задачи деловой игры.
Цель:
- Развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре.
Задачи: - -Создать развивающую среду, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности, любви к родной культуре; - Приобщить детей к традициям народной культуры, знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры; - Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.);
- Создать партнёрские отношения с семьёй по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Сейчас я хочу предложить вам мозговой штурм-разминку: выполните задание Узнайте по иллюстрации потешку, сказку, былину.
Следующее задание: Педагогический тренинг
( ответы: 1 щелчок)
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности? (необходимо донести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков).
3. Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой. (Создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др., знакомство с народным искусством и русскими народными играми, проведение традиционных народных праздников, проведение систематических интегрированных занятий-игр).
4. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (праздники народного календаря, народные игры, с их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки ценили домашний очаг, семью, мать и материнство. Фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он несёт в себе многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность, приобщение детей к русскому фольклору - это одно из условий воспитания детей и любви к своей Родине, к своему народу, его культуре).
Загадки на тему «Предметы русской старины».
( ответы: 1 щелчок, кадка: 2 щелчка)
Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)
Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)
В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)
Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)
Следующий этап деловой игры – задание : Ответь на вопрос
А сейчас я попрошу аудиторию разделиться на 2 команды.
Каждой команде задаётся вопрос, к которому предлагаются 4 варианта ответа, необходимо выбрать верный.
( ответ: 2 щелчка)
В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?
1. Зимой 2. Летом 3. Осенью. 4. Весной
(В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит соко-движения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась)
( ответ: 2 щелчка)
Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?
1. Печь 2. Стол 3. Лавку 4. Сундук
(Божьей ладонью называли стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него)
( ответ: 2 щелчка)
Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
1. Ель 2 Берёзу 3 Дуб 4. Иву
(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии)
( ответ: 2 щелчка)
Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи?.
1 Подоплёка 2 Ластовица 3 Понёва 4 Епанечка
( В пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя трудовой пот, а когда изнашивалась- её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи).
Теперь каждой команде я хочу предложить разгадать кроссворды.
(Раздать листы с кроссвордами).
Проверить результаты кроссворда.
В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства. Хочу поблагодарить участников деловой игры за работу, пожелать дальнейших творческих успехов в духовно нравственном воспитании наших воспитанников.