Анна Нелаева
Деловая игра «Одаренный ребенок, поддержка и сопровождение»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра:"Одаренный ребенок, поддержка и сопровождение"
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Деловая игра „Одаренный ребенок, поддержка и сопровождение“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
• В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
• Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
• Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.
• В связи с вышесказанным, предлагаю нам через призму игры рассмотреть вопросы, с помощью которых мы сможем организовать работу со способными и одаренными детьми:
1. Что такое одаренность, ее признаки, виды, условия развития одаренности.
2. Кого считать одаренным ребенком, психологические особенности талантливых и одаренных детей.
3. Методы выявления одаренных детей.
4. Чему учить и как учить одаренных детей?
5. Каковы требования к педагогу, работающему с одаренными детьми?
Деловая игра «Одаренный ребенок: поддержка и сопровождение»
• Цель проведения: совершенствование профессионального мастерства педагогов
• Задачи:
• 1. освоить интерактивную технологию «деловая игра»;
• 2. обсудить актуальные вопросы поддержки и сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования;
• 3. обозначить главные направления педагогического и методического сопровождения одаренных детей.
1этап «Викторина».
Этап состоит из серии вопросов. Право ответа получает команда, первая поднявшая руку.
Вопрос № 1. Выберите наиболее точное и развернутое описание понятия – одаренность:
• Одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;
• Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
• Одаренность — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
• Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Вопрос №2. Одаренность бывает….
А) актуальная и потенциальная;
• Б) явная и скрытая;
• В) общая и специальная;
• Г) ранняя и поздняя.
Вопрос № 3. Выберите правильный ответ виды одаренности по сферам деятельности…
А) актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя, скрытая и явная;
Б) интеллектуальная, творческая, академическая, информационно-коммуникативная, спортивная;
Г) общая и специальная.
Вопрос №4. О чем говорится в цитате: Это семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того как из них что-то вырастет»?
А) о задатках;
Б) о методах воспитания;
В) способностях;
Г) об одаренности.
2 Этап: «Мозговой штурм» :каждая команда записывает качества (психологические, физические, которые характеризуют "одаренного ребенка"
Каждой команде необходимо создать и презентовать образ «одаренного ребенка»
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
3 этап «Кот в мешке»
Вопрос №1.
Методы исследования одаренности в детском саду…
а). Различные варианты метода наблюдения за детьми;
б). Специальные психодиагностические тренинги;
в). Экспертное оценивание поведения детей, родителями, воспитателями, специалистами детского сада;
г). Включение детей в специальные игровые и предметно – ориентированные занятия;
д). Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
е). Организация различных интеллектуальных, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.
ж) Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности
Вопрос №2. Условия развития одаренности….
А) Развивающая среда (материальная база)
Б) Своевременная диагностика одаренности ребенка
В) Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда
Г) Психологическое и педегогическое сопровождение ребенка
Д) Програмно-методическое обеспечениеработы с одаренными детьми (программа, планирование, методическая литература и метод рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность)
Е) Система работы с семьей
Ж) Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ
Вопрос №3. Форма работы с одаренными детьми…
работа в парах, в малых группах,
- разноуровневые задания,
- творческие задания;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
4 Этап «Педагогические пазлы»
Соберите пазл и подберите к какому из слов подходит это определение (талант, гениальность, одаренность)
… ТАЛАНТ ….это высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
…ГЕНИАЛЬНОСТЬ…. высший уровень развития у человека каких либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
…ОДАРЕННОСТЬ…. системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
5 ЭТАП «Аукцион педагогических идей» : Назовите, требования к личности педагога, каким должен быть педагог, работающий с одаренными детьми.
каждая команда называет по одному методу работы с родителями.
Подведение итогов игры.
Таким образом, выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС. Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.
Спасибо за внимание!