Ирина Викторовна Р
Деловая игра для воспитателей «Загадочный мир природы»
«Загадочный мир природы»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Загадочный мир природы“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Великий педагог В. А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
Сегодня мы с вами вспомним к чему мы должны подвести наших воспитанников в «Загадочном мире природы». Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.
Деловая игра
Задание "Разминка"
- Что означает термин “экология”?
Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
- Какую методическую литературу вы используете при работе с детьми?
(С. А. Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой»,
П. Г. Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой»,
программы: С. Н. Николаевой «Юный эколог»,
Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»,
С. А. Козловой «Я – человек»,
методические пособия: Н. В. Коломиной «Воспитание основ эко логической культуры». А так же следим за публикациями по экологии в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», и «Обруч»)
- Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?
(Загрязнение воздуха вод и почвы, вырубка лесов, уничтожение заповедных зон и браконьерств радиоактивное загрязнение, бытовые отходы).
- В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?
(Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, «к рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка).
- Каково влияние экологии на здоровье детей?
(Загрязненный воздух и вода, некачественный состав продуктов питания, городской шум и другие неблагоприятные факторы окружающей среды негативно воздействуют на физиологические функции организма, вызывают хронические заболевания, ухудшают самочувствие ребенка, тормозят процессы физического и умственного развития. Аллергические реакции, бронхиальная астма, авитаминоз, опухоли, врожденные пороки, хроническая усталость и гиперактивность – эти и многие другие нарушения здоровья возникают вследствие катастрофического загрязнения окружающей среды).
- В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
- Назовите формы и методы работы по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях?
(Эклогические экскурсии, уроки доброты, наблюдения, прогулки, экологичесие кружки, КВН, конкурсы, акции, экологические ситуации, дни экологического творчества, экспериментирование и т. д.).
- Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
(Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка).
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
- Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
(М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, К. Д. Ушинский, А. Н. Тумбасов, А. С. Пушкин, А. А. Фет, А. Н. Некрасов, А. К. Толстой)
- Назовите известные вам пословицы и поговорки о природе.
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Возле леса жить – голоду не видеть.
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Без хозяина земля круглая сирота.
Накормишь землю – она накормит тебя
- Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
«Люди рады лету, а пчелы цвету»
«Хлопотно летом - зато сытно зимой».
«В июне солнце высоко и с утра до вечера далеко».
«Если в цвету трава - косить пора»;
«На нижней стороне листьев лебеды появляется влага - к дождю»;
«Если паук плетет новую паутину - к хорошей погоде»;
- Совместная деятельность воспитателя и детей включает?
- проектная деятельность;
- наблюдение в уголке природы, на прогулке;
- целевые прогулки в природу;
- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;
-беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- работа с моделями;
- ведение календарей природы, дневников наблюдений;
- экологические досуги и праздники.
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников
(уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сада)
- Какие требования предъявляются к оформлению гербария?
(Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)
- Перечислите составляющие части окружающей среды?
(Вода, воздух, лес, почва)
- Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях?
(Красная книга)
- С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”?
(С первой младшей группы)
-Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ по экологическому воспитанию?
(- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
-Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
- Проекты)
Задание: «Вопрос – ответ»
1. Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)
2. Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)
3. Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)
5. Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)
6. Сколько ног у паука? (8)
7. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
8. В воде родится, а воды боится? (соль)
9. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
10. Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)
11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
12. Невидимое живое существо (бактерия)
13. Санитар леса и большой труженик, переносит груз, во много раз превышающий вес собственного тела (муравей)
14. .Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты. Занесено в Красную книгу (ландыш)
15. Сколько на Земле материков? (6)
16. Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)
17. Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр (бамбук)
18. Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)
19. Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах. Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов (подорожник)
20. Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите название этого гриба (мухомор)
21. Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к морскому дну. Любит тепло, питается мельчайшими рачками, захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)
22. Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)
Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учить бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся