ирина страшнова
Деловая игра для воспитателей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
Педагоги располагаются за столами по возрастам : дети ясельного и младшего дошкольного возраста, дети средних групп, дети старшего дошкольного возраста.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Возрастные особенности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Педагог-психолог: добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящается возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Деловая игра будет проходить в несколько этапов.
1 этап - Викторина «Возрастные особенности детей дошкольного возраста».
Свободные ответы групп педагогов, за каждый правильный ответ дается жетон.
1. «В ребенке важно формировать интерес к другому человеку. Основой для такого интереса должно быть восприятие другого человека, других людей как источник познания социального мира и равного себе. Другой человек интересен своими знаниями, своими чувствами, своим социальным опытом, отличающимся от опыта ребенка и потому обогащающим его. Открытость такому познанию влечет за собой толерантность, терпимость к тому, что непохоже, желание не отвергнуть его, а понять, познать, принять». С. А. Козлова
О какой образовательной области идет речь? Социализация
2. Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте? (предметная)
3. На каком возрастном этапе дошкольного детства развивается произвольное внимание и память? (6-7 лет)
4. Ведущая деятельность в среднем и старшем дошкольном возрасте? (сюжетно-ролевая игра)
5. Главное стремление ребенка в период кризиса 3 лет? (самостоятельность)
6. На каком возрастном этапе дошкольного детства на первый план выходит коллективная игра? (4-5 лет)
7. На каком возрастном этапе дошкольного детства активно формируется элементы словесно-логического мышления? (6-7 лет)
На каком возрастном этапе дошкольного детства дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников? (3-4 года)
2 этап - Проблемные ситуации.
Каждой группе педагогов дается проблемная ситуация, спустя 5 минут обсуждения каждая команда дает ответ.
1. Идет НОД в подготовительной к школе группе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем на окно. Лицо мальчика озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. После замечания воспитателя Андрей поворачивается и начинает медленно «сползать» со стула. И снова замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения… Наконец воспитатель объявляет об окончании деятельности, Андрей выбегает из-за стола первым и мчится к игрушкам. О каком нарушении идет речь?
2. Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось. В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.
Что случилось с девочкой. Объясните причину данной ситуации? Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.
3. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради, заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит : “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”
Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?
4. В старшую группу ходит мальчик Саша, воспитателей настораживает поведение мальчика, он избегает смотреть воспитателю и детям в глаза, закрывает уши, у мальчика присутствуют навязчивые движения (сосет и грызет пальцы до крови, монотонно качается из стороны в сторону, долго прыгает на одном месте). О каком нарушении идет речь?
3 этап – заполнение таблицы «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
Каждой группе дается таблица и список характеристик для размещения в ней.
Линия развития Ранний возраст 1-3 лет Младший и средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 5-6 лет Подготовительная к школе группа 6-7 лет
Внимание и память Внимание и память непроизвольны. Доминирует воспроизведение - память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания. Внимание и память непроизвольны.
По просьбе взрослого может запомнить 4-5 слов. Ребенок может заниматься увлекательной деятельностью от 10–15 минут. Внимание и память непроизвольны.
Ребенок может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигурки. Может заниматься увлекательной деятельностью от 15-20 минут. Развивается произвольное внимание и память. Может заниматься неинтересной, но необходимой деятельностью в течение 10 минут и более осуществляет достаточно сложную деятельность по правилам на словесном материале и может действовать по 2-м правилам одновременно на наглядном материале.
Мышление Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление Развивается словесно-логическое (понятийное) мышление
Воображение Воображение выступает как пассивный процесс Репродуктивное воображение с элементами творческого. В игре использует предметы заместители, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов. Репродуктивное воображение с элементами творческого. Развитие фантазии. Может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями. Воображение. Ребенок активно фантазирует. Может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции. Сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно оригинальную и наполненную деталями
Конструирование Конструирование развито незначительно Ребенок конструирует по образцу и собственному замыслу 5-8 элементарных конструкции из 2-3 частей. Позднее 8-10 конструкций, передавая схематичную форму и различные детали. Конструирование. У детей формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Ребенок конструирует по схемам, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала
Игра Игры-манипуляции с предметами. В игре воспроизводит ранее разученные действия, затем ряд логически связанных действий, а позднее последовательных. Может выполнять определенную роль. Игра. Сюжет - цепочка из 2-х, позднее из 3-4 действий. Роль осуществляется фактически, но не называется. Позднее роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Игра. Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры и удерживаются на всем ее протяжении Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество, роли и замысел игры проговариваются до ее начала (совместно). Сюжет держится на воображаемой ситуации.
Общение (социальные контакты) Общение. Разбираются навыки совместной игры. Общение детей друг с другом в этом возрасте характеризуется большой двигательной активностью и резкими вспышками эмоциональных реакций. Общение. Умение принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым. Дети беседуют, но не всегда отвечают друг другу. Позднее дети адресуют свои высказывания друг другу, распределяют роли. При конфликтах могут оказать давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить правомерность своих притязаний. Общение. Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения. Дети внимательно слушают друг друга. Эмоционально переживают рассказ другого. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и критику действий взрослого, ссылаясь на правила. Общение. Дети пытаются дать собеседнику как можно более точную и полную информацию. Уточняют сообщение другого. Могут оказать помощь и поддержку друзьям. Доброжелательное отношение к партнерам.
Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная деятельность Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра
Подведение итогов.
Рефлексия.