Минсиря Ахмерова
Деловая игра для воспитателей «Ребенок на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Что?Когда?Почему?»
Тема: «Ребенок на пороге к школе»
Цели игры:
Определить наиболее важные психологические характеристики готовности ребенка к школе;
Повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе;
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Ребенок на пороге школы“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Формирование навыков позитивного общения воспитателей,умение работать в коллективе.
Ход игры:
Ведущий. Добрый день,уважаемые коллеги и гости!Сегодня я предлагаю вашему вниманию деловую игру «Что?Когда?Почему?»
Ведущий. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения,а еще лучше-до поступления в школу?Что же такое «готовность к школе»?Для чего это нужно знать?Попробуем разобраться.
Педагоги делятся на группы. Перед вами игровое поле и волчок,который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
Задание№1
Итак,первый вопрос. Какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители?
Второй вопрос. Какими качествами должен обладать,на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?
Третий вопрос. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента,как он,вооружившись ранцем и букетом цветов,отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить,что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр,т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик-учитель».Они требуют от первоклассника принятия роли ученика,т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок,чего достигнет,пребывая в ее стенах,-во многом зависит от нас,взрослых.
Четвертый вопрос. Раскройте важность физической готовности
ребенка к обучению в школе.
Пятый вопрос. Что произойдет,если ребенок в момент поступления в
школу не будет психологически готов к такому серьезному и ответственному моменту?
Ведущий. Неуспеваемость,школьные неврозы,повышенная тревожность-это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя»психологическая готовность к школе?Прежде чем ответить на вопрос,познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске можно повесить плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе :
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя :
*интеллектуальную готовность;
*мотивационную (социально-личностная)готовность;
*волевую готовность;
*коммуникативную готовность.
Задание№2
Педагогические ситуации.
Ведущий. Давайте на примерах посмотрим как мы в реальной жизни готовим детей к школе.
*Пятилетнего Гришу «зачитывают»все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
-Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Как вы считаете,оправдано ли стремление Гришиных родителей как можно больше прочитать ребенку книг?
Важно подчеркнуть:
Поспешность сделать из ребенка «начитанного всезнайку» неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд,не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению,неусидчивости,неумению сосредотачиваться,проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.
Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги;встречаясь с ними,как со старыми знакомыми,они стараются «подсказать» рассказчику,что будет дальше,поправляют,если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.
*Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений,много читают и рассказывают,учат считать,читать,заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят: «Ксения знает много стихов,на память знает чуть ли не всю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»,с интересом слушает книги,предназначенные для школьников. Уже читает, считает до ста…Развита не по годам. Думаем,что ей легко будет учиться».
Проанализируйте приведенное высказывание родителей и дайте им оценку. Как вы полагаете, в чем заключается подготовка ребенка к школе?
* Родители Игоря говорят: «Мы хотим,чтобы сын хорошо учился,но не знаем,как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие,усидчивость,следим,чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим,чтобы он постоянно был занят чем-то полезным,помогал нам,взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе,стараемся внушить,что учение-это труд,и,для того чтобы стать хорошим учеником,нужно быть прилежным во всех делах».
Проанализируйте высказывание родителей и дайте им оценку. Каково ваше мнение в вопросе подготовки детей к обучению в школе?
* Родители четырехлетней Оли боятся перезагрузки детского ума: «мала еще-не поймет»-и потому не считают нужным объяснять или говорить о том,что ребенок видел или слышал,но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить, отвечают ей:-Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь-узнаешь. Они считают: «Еще до школы далеко. Да и вообще,стоит ли ребенка готовить к учению?Вот пойдет в школу,там его будут учить учителя».
Проанализируйте высказывание родителей. Если вы считаете нужным готовить ребенка к школе заранее,то когда,по вашему мнению,следует начинать такую подготовку?
*Илюша(5лет)предпочитает шумные игры,а занятия,требующие сосредаточенности,не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий:видно,что может рисовать лучше,но не старался. Но мама,посмотрев его работу, говорит:
-Хорошо,молодец!Для нее главное,чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр»и создает новый,ничуть не лучше прежнего.
-А это хорошо?-спрашивает он,заранее уверенный,что его похвалят.
-И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!
Мать считает: «Подумаешь-не дорисовал!Подумаешь,неправильно держит карандаш!Пойдет в школу-научится. Не беда,что принимается сразу за несколько дел-лишь бы занят был. Вот пойдет в школу,тогда…»
Проанализируйте прочитанное и сделайте предложение,как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе. В каких случаях можно похвалить ребенка?Почему в подготовке к школе так важно умение ребенка доводить начатое дело до конца?
Важно подчеркнуть:
Если ребенок постоянно слышит похвалу,то постепенно привыкает к тому,что все дается ему легко и просто,усилия и старания не нужны. И тогда может произойти,что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям,что у него образовался неправильный навык держать ручку,что у него нет усидчивости,терпения,настойчивости. О таком ребенке иногда говорят : «неспособный»А оказывается,дело в другом :вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.
Важно следить,чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение,ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит,что вы серьезно относитесь к его делам,то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания,за приложенные усилия,за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия,вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.
*Моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне ей исполняется 6 лет. Она не умеет писать и читать,знает только буквы,совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают. Я бы хотела отдать дочь в школу,но опасаюсь,что она не готова к обучению. Что должен знать и уметь ребенок,поступающий в школу?Может быть,нам еще на один год остаться в детском саду?Посоветуйте,-говорит родитель.
Для ребенка,поступающего в школу,наиболее важны определенный кругозор,миропонимание,опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка,поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу,подумайте,а стоит ли?Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает,что и в 7 лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
*«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».
Внимание! Вопросы.
1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?
Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.
*«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину : вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Внимание! Вопросы:
1. Что послужило причиной неуспехов в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?
Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.
* Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все дети в д/саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!»
Внимание! Вопросы:
1. Оцените семейное воспитание Павлика?
2. Можно ли предвидеть результаты учения Павлика?
Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.
Ведущий. Уважаемые педагоги!Вы отлично справились с заданиями,надеюсь,что предложенная тема была интересной. Информация,которую вы получили,станет для вас полезной.