Мария Сергеева
Деловая игра для педагогов «Знатоки ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску;
выявление более эффективных форм работы и видов организованной и неоргани-зованной образовательной деятельности, необходимых для развития математиче-ских представлений у дошкольников;
формировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познава-тельной активности и раскрытие математических способностей детей;
Публикация «Деловая игра для педагогов „Знатоки ФЭМП“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
обобщение педагогического опыта в работе с детьми на занятиях по ФЭМП.
Задачи:
выявить знания методов, приемов и терминов по методике формирования элемен-тарных математических представлений;
повысить компетентность, творческий потенциал воспитателей;
развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность другого участ-ника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
формировать у педагогов коммуникативную функцию, расширять кругозор каждо-го по методике формирования элементарных математических представлений.
Ход деловой игры.
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет
Ракета в первый путь
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть.
Без математики нельзя
Нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет,
Не устают твердить.
В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика - трудная дисциплина. Задача пе-дагога – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить матери-ал.
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познавательное разви-тие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по ма-тематике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. А как сделать, чтобы дети во время ООД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим. В ходе нашего семинара - практикума, составим модель успешной организации образовательной деятельности.
Думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зави-сит от компетентности педагогов в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определенной терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Давайте проверим ваши знания, уважаемые педа-гоги.
Сегодня мы проводим деловую игру «Знатоки ФЭМП».
Игра для рабочего настроя "Волшебная палочка"
Цель: пробудить интерес участников друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.
"Волшебная палочка" (ручка, карандаш, линейка и т. п.) передается из рук в руки каждому участнику и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Передающий называет любое число, а принимающий на 2 (3,4) единицы больше или меньше.
1 Станция: “Всезнайка”
1. Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математи-ческие представления? (Программой)
2. Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представ-лять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких раз-делов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе? (Количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)
3. Когда принят ФГОС ДО и когда он вступил в силу? (17.10.2013 г. №1155; 01.01.2014 г.)
4. Во время НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи? (Образовательные - чему ребенка будем учить; развивающие - что развивать, за-креплять; воспитательные - что воспитывать у детей; речевые - работа над актив-ным и пассивным словарем именно в математическом плане).
5. Какие основные ошибки, встречаются у педагогов во время образовательной дея-тельности по ФЭМП? (Многословие, неточность в постановке вопросов; однооб-разие наглядного материала, заданий; неверное расположение материала; исполь-зование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагоги-ческим требованиям)
6. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Словесные, нагляд-ные, игровые, практические).
7. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепен-ность).
8. Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Демонстрация; инст-рукция; пояснения, указания, разъяснения; предметно-практические и умственные действия; рассказ; беседа; вопросы к детям; описание; дидактические игры; показ реальных предметов; действия с числовыми карточками и цифрами; упражнения; контроль и оценка).
9. Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников? (Ми-хайлова З. ,Метлина А. ,Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)
10. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстра-ционный, раздаточный)
11. Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям. Каким? (Быть художественно оформлен; привлекательный; материала должно быть в достаточ-ном количестве на каждого ребёнка + запасной материал; материал должен быть различным на каждом занятии; материал должен быть понятен детям / (заяц дол-жен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой); пособия нужно под-бирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.).
12. Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т. д.)
2 Станция: “Отвечай-ка”.
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.
Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Чтобы ребенок усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть матема-тическим словарем (точность фраз, выражений). Речь должна быть грамотной и в отно-шении грамматики, и в отношении математики.
1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина).
2. Очертание, наружный вид предмета. (Форма).
3. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).
4. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).
5. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).
6. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).
7. Система знаков для записи чисел (цифра)
8. Что означает данное выражение: «Считай» (назови числительное по порядку, «Посчитай» (ответь на вопрос «Сколько всего», «Отсчитай» (выдели часть); «Пересчитай» (проверь); «Сосчитай» (вычисли).
9. Следующая разминка называется “просклоняй числительное”
(548 и 387)
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
3 остановка «Угадай-ка».
Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры).
-Саша и Таня идут из школы домой, навстречу им – три мальчика. Сколько всего детей идёт домой? Сколько из них мальчиков?
-Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? ( Ответ: ни одной — на клене вишни не растут).
-Сколько надо взять квадратиков, чтобы обклеить кубик, наклеивая по 1 квадратику на каждую сторону (6 квадратиков)
-У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на 2 равные части. Сколько лент стало у Насти? (5 лент.)
- На заборе сидело шесть воробьёв. К одному подскочил кот, чтобы схватить его. Но во-робей вспорхнул на дерево. Сколько воробьёв осталось на заборе?
Одна из интересных задачек-фокусов для детей — задумай число:
Задумайте любое число, прибавьте к нему следующее за ним в ряду чисел. К результату прибавьте 9. Полученное число разделите на 2 и отнимите задуманное число. Если Вы все сделали правильно, получилось 5.
4 остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»
Математичкский диктант можно делать из фигур либо рисовать.
- Нарисуй трапецию основанием вверх. На ней поставь три ровных длинных прямоугольника.
– Нарисуй широкий овал, сверху и с сбоку нарисуй на нём круг. ---Рядом с этим кругом – маленький треугольник. Правее к овалу криво приставь треугольник.
-нарисуй овал, а снизу дорисуй к нему маленький прямоугольник.
-Нарисуй длинный треугольник основанием вверх. На нём нарисуй кружок.
5 остановка «Отвечай-ка»
Вопросы:
1. Результат сложения (сумма);
2. Игра с цифрами (пятнашки);
3. То, что нас окружает (пространство);
4. Геометрическая фигура (треугольник);
5. Пространственный признак предмета (форма);
6. Единица длины (сантиметр);
7. Математический знак (равенство);
8. Арифметическое действие (сложение);
9. То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка);
10. Графическое выражение числа (цифра);
5 остановка «Фольклорная»
Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин)
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут. И т. д.
6 остановка «Развлекалочка».
Давайте вспомним в каких музыкальных произведениях (песнях) встречаются цифры и другие математические понятия (по очереди называют)
7 станция: “Цветочная”
Участникам предлагается на листочке ромашки написать, что требуется для того, чтобы проблем по ФЭМП не было (или было как можно меньше, т. е. решение проблемы, обо-значенной в начале игры.
Перед вами пирамидка, на колечках которой перечислены компоненты НОД, при наличии которых НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.
Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.
Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.
Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточно-го материала.
Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.
Следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.