Постникова Ольга Геннадьевна
Деловая игра для педагогов «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога новый шаг к качеству образования»
▼ Скачать + Заказать документы
(1 Слайд) Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово «Вечность» из ледышек. Вот и я вам предлагаю составить из набора букв слово, которому посвящена наша с вами встреча («ПРОФСТАНДАРТ»).
(Упражнение «Сложи пазл»)
(2 Слайд) Мы сегодня будем говорить о профессиональном стандарте педагога он распространяется для всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога новый шаг к качеству образования“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Давайте рассмотрим Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования согласно профессиональному стандарту.
(3 Слайд) Я попрошу вас подумать и ответить на вопрос что такое профстандарт педагога и зачем он нужен?
(Ответ педагогов)
(4 Слайд) Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
В содержании профессионального стандарта педагога выделены 5 частей.
(5 Слайд) Мы с вами остановимся подробнее на 5-ой части, так как она касается непосредственно профессиональных компетенций педагога дошкольного образования.
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Педагог дошкольного образования должен :
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности : предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
(6 Слайд) 5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
(7 Слайд) 9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Работа в группах.
(8 Слайд) А сейчас я вам предлагаю немного поработать в группах. Как вы думаете, что подразумевают данные направления?
Владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
(Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из интернет – источников; устанавливать программу на компьютере (ноутбук, пользоваться проекционной техникой; владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала; уметь выбирать и использовать текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для образовательного процесса; создание собственного сайта (личного, группы); создание электронного портфолио (личного или группы); создание познавательного фильма для детей; использовать на родительских собраниях ИКТ).
Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
(ППРС должна быть безопасной – соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования; умение строить взаимоотношения с детьми на основе взаимного сотрудничества; создание в группе атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; индивидуальный подход к каждому ребёнку; создание уголков релаксации, уголков уединения; использование минуток тишины, уроков любования, игры – релаксации).
(9 Слайд) Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Евгений Александрович Ямбург. В своей книге «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?» он представляет развёрнутый комментарий к документу (если кому то интересно, можно найти данную книгу и изучить).
(10 Слайд) На прямо поставленный вопрос «Что принесёт учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа.
Сценарий первый (скептический) : введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. Очередной девятый вал реформирования сначала накроет, как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные инициативы, оставив после себя горы подмоченной (в смысле сомнительности с точки зрения достоверности) отчётной документации с рапортами и статистическими отчётами об успешном внедрении прогрессивного начинания.
Сценарий второй (пессимистический) : станет гораздо хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации, так и при начислении денег из стимулирующего
фонда оплаты труда педагогических работников.
Сценарий третий (сдержанно оптимистический) : новый стандарт профессиональной деятельности педагога вернёт нас к сути педагогической деятельности. Овладение новыми профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня
сталкивается в своей повседневной практической деятельности, облегчит решение необычайно сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях. Но произойдёт это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребёнка потребуется время, а главное, желание самого
педагога их изучать и применять на практике.
Какого суждения придерживаетесь вы? (Ответы педагогов)
(11 Слайд) А сейчас я предлагаю рассмотреть содержание Профстандарта педагога. Педагог должен выполнять следующие трудовые действия:
разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС;
организовывать и проводить педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы;
развивать профессионально значимые компетенции;
формировать психологическую готовность к школьному обучению;
организовывать различные виды детской деятельности.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
(12 Слайд) Сейчас я предлагаю поработать в группах и создать образ современного педагога согласно профессиональному стандарту «Педагог 21 века».
Задание для каждой команды: Создать образ идеального воспитателя. Каждой группе необходимо представить перечень мероприятий, способствующих продвижению педагогов к идеалу и создать свою модель образа педагога 21 века.
(Работа в группах)
Мы послушали ваше мнение, каким должен быть педагог, а сейчас я предлагаю вашему вниманию видеоролик «Рассуждения детей о воспитателях».
(13 Слайд) (Показ видеофрагмента «Рассуждения детей о воспитателях»)
Сейчас мнение других участников образовательного процесса – родителей (законных представителей).
(14 Слайд) (Показ видеофрагмента «Мнение родителей (законных
представителей)»)
(15 Слайд) Педагог 21 века это :
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному, физическому совершенству.
Умеющий отбирать наиболее эффективные методы, приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.
Обладающий высокой степенью профессиональной компетенции, должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Готовый к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений.
Добрый, красивый, весёлый, коммуникабельный, настоящий профессионал своего дела.
Профессионально самосовершенствоваться – одно из основных современных качеств педагога.
(Упражнение «Смятый лист»)
(16 Слайд) А сейчас возьмите, пожалуйста, каждый по листу бумаги. Согните лист, как вам захочется. А теперь ещё раз согните. Сделайте подобным образом ещё 3 раза. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы вы его не разглаживали. Каждый залом это преграда в профессиональном развитии каждого из Вас, и как бы мы ни хотели разгладить их, у нас ничего не получится, потому что, только пройдя через все преграды, в нашей профессии можно чему-то научиться, увы, другого пути нет. Так же хочется отметить, что дети и родители приходят и уходят, а мы взаимодействуем с вами изо дня в день. Очень хочется, чтобы наше отношение друг к другу было максимально бережным и доброжелательным.
В заключение остаётся сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…. Профессия педагог – творческая профессия. Свобода личная и профессиональная – необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.