Любовь Захаркевич
Деловая игра для педагогов «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад «Росинка»
Деловая игра для педагогов : «Семейные ценности»
Подготовила и провела :
воспитатель:Захаркевич Л. В.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Семейные ценности“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за, чем запоминайте!
Отгадайте загадку: «В каком слове содержится семь раз буква Я». Правильно «семья»! Что нас объединяет в семье? Дружба, мир, лад.
Нашу деловую игру я, хотелось бы начать с небольшой притчи. Притча. Знаменитая китайская притча «Ладная семья» наиболее полно раскрывает суть счастливых семейных отношений :
«В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех ее членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества.
Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений. В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи.
Семейные традиции и ритуалы позволяют формировать у малыша ощущение стабильности того или иного семейного уклада. Кроме того, ежедневные ритуалы создают уникальные детские воспоминания, которые когда-нибудь ваш малыш поведает своим детям. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя. Следует отметить, что далеко не во всех семьях существуют семейные традиции и праздники. Семья и ДОУ - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В ДОУ малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом.
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. Наряду с такими особенностями, как структура, характер отношений, позиция ребенка в семье, огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.
Культуру семьи составляют нормы и правила поведения. Материальные предметы, служащие для осуществления ее внутренних и внешних функций.
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции.
Традиции – от латинского слова «передача», действие или порядок вещей, устоявшееся временем, повторяющееся в неизменном виде раз за разом.
Традиции сплачивают семью, они должны приносить удовольствие, благо; выполняться регулярно, могут передаваться из поколения в поколение.
Каждое историческое время диктовало свои традиции. (пословицы)
В 11-12-ом веке на Руси ребенку давали два имени – родовое и крестильное.
В Петербургских семьях позапрошлого века традиционным было коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней. Взрослые и дети вместе лепили, вырезали, клеили.
У детей 4-6 лет были свои обязанности – уборка комнаты, помощь на кухне (мололи кофе, заваривали чай).
Дети 7-8 лет вели дневники, в которых отражали свои мысли и переживания.
В современных традициях находят свое воплощение и тесно переплетаются элементы народных, национальных традиций прошлых веков и современных тенденций:
- посадка дерева в честь новорожденного
- семейная фотолетопись;
- передача от отца к сыну первой прочитанной книги, какой-то знаковой вещи;
- празднование дня рождения, других праздничных дат
- семейное пение, рукоделие и т. д.
Сближение с родителями воспитанников и нужно начинать именно с этой темы, поскольку знания о семейных традициях воспитанников смогут помочь в понимании социального поведения детей в детском саду. Поэтому вДОУ было проведено анкетирование родителей на тему «Семейные традиции в вашей семье»
Для родителей самыми дорогими и любимыми людьми являются их дети. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.
(защита мини - проектов педагогами)
Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. И счастливы те дети, у которых заботливые родители. Что такое по-вашему семья?
Упражнение «Мозговой штурм»
Давайте определимся: что такое «семья» в вашем понимании?
(СЕМЬЯ-это… Значение слова Семья по Ожегову: Семья -Объединение людей, сплоченных общими интересами. Значение слова Семья по Ефремовой: Семья - 1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т. п., живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. Значение слова Семья по словарю Ушакова: СЕМЬЯ 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья — это то, что объединяет людей в одно целое. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека.
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Издавна средствами нравственного воспитания считались: пример родителей, учителей, товарищей, Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Следующее упражнение: «Багаж с наследством»
Ведущий раздает участникам листы с контурами чемодана и просит изобразить внутри него в виде символов или написать словами то хорошее и ценное, что они взяли из родительской семьи в свою будущую семью. Это может быть характер отношений, семейные традиции, навыки ведения хозяйства или воспитания детей.
Упражнение «Кто быстрее». Все делятся на две команды, раздаются карточки сназванием формы работы с родителями - «традиционные» и «нетрадиционные». Происходит обмен мнениями.
Традиционные: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, клубы по интересам, Дни открытых дверей, КВН, викторина, совместное творчество,праздники, родительское собрание,выпуск газеты,концерты, соревнования, беседы,выполнение индивидуальных поручений, анкетирование.
«Нетрадиционные» :день ребенка –раз в месяц проводиться достижения одного ребенка, важно что бы у каждого был такой день (фотография, рисунки, работы,
Стенд с заданиями и достижениями - Стенд, на котором имется кармашек для
Задания я на каждого ребенка над которыми нужно поработать дома, достижения ребенка ;семейные спортивные праздники.
Упражение «Кто,кому приходиться?».
Скажите, что даёт ребёнку семья?
Семья даёт ребёнку то, что не может дать никакой другой социальный институт: близкую связь родственных отношений и единство с родными.
Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище для ребёнка. «Любить детей – это и курица умеет. А вот – воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» - так говорил известный писатель А. М. Горький.
Как вы думаете, кто является главным воспитателем для ребёнка?
Мать и отец - главные воспитатели ребёнка. Их функция – научить ребёнка жить.
Педагогам предлагается отгадать загадки.
1. Я его чуть-чуть боюсь, он большой, как папа. Маме родственник он есть, мудрым старшим братом (дядя).
2. Она со мной, когда мне плохо, ругается, когда шалю. Но даже несмотря на это, её я очень берегу (мама).
3. Это он со мной всегда в игры все играет. Когда маме некогда – он ей помогает (папа).
4. Мне она – совсем родная, хоть и можем пошалить. Можем биться, но мириться – нам ещё ведь вместе жить (сестра).
5. Пирожки печёт, кружиться, везде хочет угодить. Ей не дай попить водицы – дай лишь только накормить (бабушка).
6. Он меня немного младше – ещё ползает совсем. Я играю с ним так долго, пока сам не надоем (брат).
7. Мы с ней вместе отдыхаем, она – папина сестра. Очень редко приезжает, далеко живёт она (тётя).
8. Он у нас уж с палочкой ходит по дорожке. А затем присядет – отдохнёт немножко (дедушка).
9. Не сестра, но очень близко. Она родственница мне. Чуть-чуть старше, ненамного. Мы почти с ней наравне (кузина).
10. Дарит часто мне подарки, любит, как и мама. В гости к ней хожу и я. Так, в кануне Рождества (крёстная).
11. Он большой такой, аж страшно. Как и все его друзья. Знаю, он у меня старший, защищает он меня (брат).
12. Он совсем хороший папа, правда только вот не мне. Папа он моему папе. Ну а мне – отец вдвойне (дедушка).
Игра «Кому игрушка попадёт, тот сказку назовёт».
С давних пор о доме, о семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Русский народ высоко ценил семейные ценности. Это отражено в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках. Давайте вспомним известные русские народные сказки о семье и семейном быте.
Игра «Собери пословицу».
А сейчас я предлагаю вам собрать из слов пословицу о семье.
(педагоги зачитывают пословицы, которые у них получились) .
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет — так и горя нет.
Согласье в семье - достаток в дому,
раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В своей семье не велик расчет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее
Упражнение «Странные слова» Переставьте буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным»
редоилит (родители), лауци (улица) ,Бадусь (судьба) бреёкно (ребёнок).
Упражнение «Пословицы» :
Гость на пороге – счастье в … (доме)
Дом вести …. (не бородой трясти)
Когда все вместе, то и …. (душа на месте)
Яблоко от яблони … (не далеко падает)
Чем богаты, … (тем и рады)
Яблоко от яблони… …недалеко падает.
Яйцо курицу… …не учат.
В гостях хорошо, … …а дома лучше.
Где любовь и совет… …там и горя нет.
Жена приласкает, а мать… …пожелает.
Чтобы узнать человека, надо с ним… …
Задание «Общение». Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. Ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь)
Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов. Наш педагогический совет подошел к концу. Итог сегодняшней встречи подводится необычно, в виде написания синквейна. Каждому участнику предлагается написать, что такое семья с помощью синквейна. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Примеры: Семья. Крепкая и дружная. Сохраняется, поддерживается, приумножается. Состояние любой семьи. Погода. Семейного счастья, Вам, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание и сотрудничество.
Нашу игру хочу завершить стихотворением :
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много семейной работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая это семья!»
И напоследок один совет : Женщина сияет – весь дом сияет. Женщина МРАЧНА – и всем в доме становится неуютно и ХОЛОДНО, и потому стараются уйти из такого дома, а коли так – СЛЕДИТЕ дорогие женщины за своим НАСТРОЕНИЕМ! Не расстраивайтесь по пустякам, не злитесь, не ругайтесь, не раздражайтесь, не осуждайте своих ближних. Будьте великодушны, добры и терпимы – храните мир и согласие в семье, а мир зависит от вашего отношения к своим ближним, к супругу, к детям