Вера Апарина
Деловая игра для педагогов «Педагогический ринг» 2016 год
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов "Педагогический ринг" 2016 год
тема "Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Цель:
• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Педагогический ринг“ 2016 год» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
• Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
• Обобщение опыта работы по ФЭМП дошкольников.
Подготовка к педагогическому совету :
• Разработать и подготовить конспект деловой игры.
• Подготовить пособия к организации и проведению игры.
• Педагогам :
- Показать НОДы по ФЭМП в интеграции с видами детской деятельности: музыкальной, театральной, познавательно – исследовательской, восприятие народных сказок, творческой.
- Подготовить картотеку дидактических и подвижных игр по ФЭМП для своей возрастной группы.
- В каждой возрастной группе оформить стенд-информацию для родителей о значении занимательных игр, приемах руководства ими, обзор книг по данной теме.
Повестка дня:
• Доклад «Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
• Деловая игра «Педагогический ринг»
Ход педагогического совета:
Доклад «Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
На августовском педагогическом совещании глава региона Меркушкин Николай Иванович отметил, что определенный процент детей приходит в школу не подготовленным даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции как интеллектуальная (умственная, моторная и другие.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Как подчеркивает российский ученый Т. Д. Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
• обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
• мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
• развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
• формирование навыков и умений учебной деятельности.
Анализ условий в дошкольном учреждении (образовательный ценз педагогов, материально-технические условия) и результатов мониторинга развития детей (15-18% дошкольников имеют высокий уровень развития элементарных математических представлений) показали, что назрела необходимость работы над повышением уровня развития элементарных математических представлений у дошкольников и поиска путей эффективного обучения по данному разделу.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Для дальнейшего ведения педсовета нам необходимо разделимся на две команды. А как это сделать, чтоб поддержать вашу инициативу и самостоятельность? (предложения педагогов)
Я вам предлагаю поделиться так, на столе лежат одинаковые геометрические фигуры, но трех разных цветов по количеству равных количеству педагогов деленное на два и плюс одна. Кто возьмёт фигуры одного цвета – будет одна команда, другого - вторая команда, а третьего цвета фигура одна – это будет судья.
Итак, уважаемые коллеги поприветствуем команду, и ее участников и команду -, и ее участников.
Ведущий: Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Деловая игра «Педагогический ринг»
Задание 1. Разминка «Кто больше»
Команды поочерёдно дают ответы (по одному, очко получает та из команд, которая даст больше ответов
- Назовите виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
(ответ в приложение)
- Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Задание 2 “Мудрил-ка”
Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога. Выбор заданий самостоятельный
Критерии:
• Точность и правильность ответа
• Полнота ответа.
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.
Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки?
3. В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”.
Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
2. Какие ошибки были допущены воспитателем?
3. Как нужно правильно организовать это занятие?
Разминка для снятия эмоционального напряжения участников упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Задание 3 «Математические термины» «Кто быстрее»
Каждая из команд отгадывает по пять слов за 1 мин. (Выбор задания самостоятельный)
1. Результат сложения (сумма)
2. Игра с цифрами (пятнашки)
3. То, что нас окружает (пространство)
4. Геометрическая фигура (треугольник)
5. Пространственный признак предмета (форма)
6. Единица длины (сантиметр)
7. Математический знак (равенство)
8. Арифметическое действие (сложение)
9. То, что используют при измерении протяженности предмета (мерка)
10. Графическое выражение числа (цифра)
Задание 4 «Фольклорная математика»
Командам предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое(5 мин) время. На раздумья 1 мин.
Примерный перечень пословиц:
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут. И т. д.
А теперь вспомним сказки, в которых упоминаются числа (5 мин)
Задание 5 «Математика в рисунках»
Каждая команда составляет ребус по математике на заданную тему:(выбор задания самостоятельно). Время 5 мин.
- название любой геометрической фигуры
- название любой цифры
Задание 6 “Отвечай-ка”
Преемственность в работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач математического развития детей.
Творческий контакт ДОУ и семьи обеспечивается благодаря следующим факторам (исключите неправильный вариант ответа) :
А. Консультации и беседы о математическом развитии ребенка.
Б. Открытое занятие
В. Ширмы и папки – передвижки
Г. Консилиум
Д. Организация математических викторин для детей
2. Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту и в процессе знакомства с. (исключить неверное)
А. Учебниками по математике 1 класса
Б. Пространственными представлениями
В. Различными свойствами реальных объектов окружающего мира и их количественными отношениями.
Д. Художественной литературой
Г. Предметами – заместителями
3. Учитель, как и воспитатель подготовительной группы детского сада для развития математических способностей детей меньше всего использует.
А. специальные педагогические ситуации
Б. Задания на развитие наглядно – действенного мышления
В. Развивающие упражнения.
Г. Экспериментирование и моделирование
Д. Дидактические игры с математическим содержанием.
4. Родители не могут добиться успеха в математическом развитии детей при осуществлении знакомства ребенка с.
А. Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений
Б. Трехмерным пространством окружающего мира.
В. Формой и величиной реальных объектов окружающего мира.
Г. Учебниками по математике 1 класса.
Д. Временными ориентирами в естественных условиях.
Разминка: Дружеский шарж (минутка шалости)
Уважаемые игроки, сейчас я попрошу вас изобразить с помощью мимики и жестов педагога из другой команды, которого они должны угадать.
Рефлексия: Уважаемые коллеги, что вам понравилось? Какие приемы и методы использовались для поддержки инициативы и самостоятельности?
Принятие решение педагогического совета.
Проект решения:
1. Строить работу по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО: использовать приемы для поддержки детской инициативы и самостоятельности.
2. Проводить открытый показ занятий по ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности и с использованием современных методов и приемов в соответствии с ФГОС ДО. (обмен опытом)
3. Провести смотр-конкурс уголков “Занимательной математики”
5. Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием ФЭМП (организация дня игры).
Используемая литература.
1. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр “Академия”, 1998.
2. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей дет. Сада. М., “Просвещение”, 1977.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 3 –е изд., испр и доп. – М. : Мозаика - Синтез, 2005.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
5. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ : метод. Пособие /Аторы – сост. Н. В. Микляева, Л. Р. Болотина, Ф. С. Гайнуллова и др. – М. : Айрис- пресс, 2007.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1991
Приложение
Задание 3 «Математические термины» «Кто быстрее»
1. Результат сложения
2. Игра с цифрами
3. То, что нас окружает
4. Геометрическая фигура
5. Пространственный признак предмета
6. Единица длины
7. Математический знак
8. Арифметическое действие
9. То, что используют при измерении протяженности предмета
10. Графическое выражение числа
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Дети раннего возраста
(1 год – 3 года)
Дети дошкольного возраста
(3 года – 8 лет)
Предметная деятельность и игры
с составными и динамическими игрушками
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
Коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми
и сверстниками)
Экспериментирование с материалами
и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира
и экспериментирования с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и действия
с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Двигательная (овладение основными движениями)