Вера Харитонова
Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов дошкольных учреждений
«Речевое развитие дошкольников».
Задачи:
1. Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.
2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.
4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
Жюри: 3 – 4 человека (заведующий, методист, логопед, психолог).
Педагоги делятся на две команды. В течение 1 – 2 минут придумывают название команды и девиз.
ХОД:
I. Представление команд (оценивается по 5-бальной системе).
II. Блок заданий.
Задание №1 (оценивается по 5-бальной системе)
Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста
(на выполнение 5 минут)
Задание №2 (оценивается по 3-бальной системе)
Переведите пословицы на русский язык
Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Сын леопарда - тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой реки, а не шумной.
Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Молчаливый рот - золотой рот.
Тот не заблудится, кто спрашивает.
Ошпаренный петух от дождя убегает.
Задание № 3. «Прилагательные ассоциации»
(оценивается по 5-бальной системе)
Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.
К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.
Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Список -
Звезда -
Кругозор -
Лекция -
Дом -
Воззвание -
Действие -
Критика -
Книга -
Закон -
Счастье -
Пища -
Дефицит -
Шрифт -
Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Интерес -
Библиотека -
Страна -
Собака -
Жизнь -
Физика -
Город -
Убеждение -
Музей -
Пример -
Приказ -
Воспитание -
Принцип -
Группа -
Задание №4 «Вопрос-ответ» (оценивается по 4-бальной системе)
Вопросы для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
1. Назовите основные формы речи.
2. Какие формы работы используют при обучении детей монологической речи?
3. Разговор двух лиц, связанный с какой-либо ситуацией.
4. Ведущий прием для активизации речи и мышления.
Вопросы для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
1. Как называется вид текста, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий?
2. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
3. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине.
4. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Задание № 5 Подбор антонимов, синонимов
(оценивается по 5-бальной системе)
Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Подбор антонимов
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный.
7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый.
12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный.
17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный.
22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.
Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Подбор синонимов
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора.
17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин.
22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.
Задание № 6 (оценивается по 5-бальной системе)
Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Напишите структуру НОД по пересказу в старшей группе.
Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Напишите структуру НОД по составлению рассказа по сюжетной картине в средней группе.
Задание № 7 (оценивается по 5-бальной системе)
Составьте краткий конспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картин для подготовительной группы.
Ответы к заданиям.
Задание 1. Основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Развитие связной речи.
5. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Задание 2. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
Сын леопарда – тоже леопард.
/Яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь.
/Шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной.
/В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
Молчаливый рот – золотой рот.
/Слово – серебро, а молчание – золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает.
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает.
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Задание 3. Прилагательные ассоциации
Примерные ответы для 1 команды.
Список - длинный
Звезда - яркая
Кругозор - узкий
Лекция - интересная
Дом - высокий
Воззвание - громкое
Действие – необоснованное
Критика - справедливая
Книга - интересная
Закон - административный
Счастье - короткое
Пища - полезная
Дефицит - бюджетный
Шрифт - крупный
Примерные ответы для 2 команды.
Интерес - определенный
Библиотека - публичная
Страна - доброжелательная
Собака - породистая
Жизнь - нелегкая
Физика - ядерная
Город – маленький
Убеждение - острое
Музей - районный
Пример - положительный
Приказ - судебный
Воспитание - первоклассное
Принцип - строгий
Группа - разновозрастная
Задание 4. Вопрос – ответ
1 команда
1. Назовите основные формы речи? (диалогическая и монологическая)
2. Какие формы работы используют при обучении детей монологической речи? (пересказ, рассказ с опорой и без опоры на наглядность (описательный, по воображению, по памяти, из личного опыта, по восприятию и пр.)
3. Разговор двух лиц, связанный с какой-либо ситуацией (диалог)
4. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
2 команда
1. Как называется вид текста, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
2. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
3. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
4. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог).
Задание 5. Подбор антонимов, синонимов
Для 1 команды – подбор антонимов.
Цепочка ответов:
(1 – 22, 2 – 7, 3 – 13, 4 – 17, 5 – 14, 6 – 23, 8 – 15, 9 – 21, 10 – 18, 11 – 19, 12 – 20, 16 – 24)
Для 2 команды – подбор синонимов
Цепочка ответов:
(1 – 6 – 10 – 15 – 21, 2 – 17 – 24, 3 – 9, 4 – 8 – 13, 5 – 14 – 16, 7 – 12 – 19 – 22, 11 – 18 – 23)
Задание 6.
1 команда. Структура пересказа (старшая группа).
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
3. Подготовительная беседа (разбор произведения).
4. Повторное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказы детей (4 – 6).
7. Оценка детских пересказов педагогом и детьми.
2 команда. Структура составления рассказа по сюжетной картине (средняя группа).
1. Показ картины.
2. Беседа по картине по четко продуманным вопросам.
3. Образец рассказа педагога.
4. Составление рассказов детьми (3 – 5).
5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.