Оксана Белай
«Устами ребёнка глаголет истина». Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Устами ребёнка глаголет истина»
Деловая игра по развитию речи детей дошкольного возраста
Цель игры:
• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
Публикация «„Устами ребёнка глаголет истина“, Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста » размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.
Предварительная работа:
• просмотр методической литературы;
• изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки) ;
• заучивание, повторение фольклорных произведений.
Организационно-мотивационный этап:
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.
Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.
Задание 1
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
Задание 2 «Теоретическое» (Разминка)
Ведущий зачитывает вопросы поочередно каждой команде.
Вопросы:
1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)
2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).
3 –Какие методы и приемы обогащения словарного запаса детей вы используете в работе?
4 –Перечислите все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи дошкольников (Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. Формы работы:тематические развлечения;литературные вечера;фольклорные праздники;ярмарки;КВН; составление социального паспорта семьи;анкетирование;тестирование)
5 – Что такое диалог? (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).
6 - Что такое монолог? (Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).
7 – Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)
8 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ( Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)
Задание 3 «Психолого-педагогическое»
Решение проблемных задач по развитию речи каждой командой.
1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.
Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?
Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из - за несовершенства речедвигательного аппарата.
2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?
Автономная речь - употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел)
Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.
Задание 4 «Литературное»
Ведущий зачитывает вопросы,команда первая поднявшая руку дает ответ, если ответ не верный ход переходит к другой команде.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
8. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
9. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
11. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
12. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
13. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
14. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
15. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
16. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
17. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)
18. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?
- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)
19. В какой русской народной сказке лиса выступает положительной героиней и за хорошее дело ей в конце дарят белую курицу? («Снегурушка и лиса».)
20. Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием
1 команда:
• Найдите лишнюю пословицу:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
( ответ: третья пословица)
• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»
( Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)
• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.
2 команда:
• Найдите пары пословиц:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
( Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми
Задание 5 «Педагогическая копилка» (Домашнее задание)
• каждая команда представляет по 2 дидактических пособия или игры по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
• показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.
• вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.
Задание 6 «Пресс-центр»
Вопросы:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
- Пожелания коллегам.