Оксана Козырь
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга
▼ Скачать
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга
Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
Пояснительная записка
Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и правильно организовав педагогические мероприятия с использованием интересных интерактивных форм.
Публикация «Деловая игра для педагогов с элементами тренинга» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вашему вниманию предлагается мероприятие для педагогов ДОУ в нетрадиционной форме с использованием элементов тренинга. Данная форма работы позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Сценарий деловой игры.
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Ход деловой игры:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу начать со стихотворения
Посмотрите на жизнь вы глазами детей,
Сколько радостей, сколько открытий.
Шаг за шагом с ребёнком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах, о синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея,
В чистых, юных сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.
Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны, с помощью которых можно сравнивать предметы.
Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. «Назовите, какие вы знаете сенсорные эталоны»
Эталоны цвета - семь цветов спектра;
эталоны формы - геометрические фигуры;
эталоны величины - метрическая система мер;
эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т. д.
эталоны слухового восприятия -
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Для того чтобы ребёнок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир.
Назовите их. (Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.)
Как вы думаете, а почему в детском саду огромное значение придают сенсорному развитию?
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
И так, сегодня в раках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Задание 1. Первоначально я попрошу каждого зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество
• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
• Чувство юмора – игривость.
• Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
• Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
• Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
• уверенность в своих силах;
• доминирование эмоций радости и даже определенная
доля агрессивности;
• отсутствие боязни казаться странным и необычным;
• наличие богатого по содержанию подсознания;
• любовь к фантазированию и построению планов на
будущее.
Педагоги анализируют, какие качества не были названы.
Разминка. Закончите четверостишья.
1. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
(Оказалось, это брюки.)
2. Надевать он стал пальто
Говорят, ему: не то.
Стал натягивать гамаши
( Говорят ему: не ваши.)
3. Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
(Покупать бутылку квасу.)
4. Побежал он на перрон
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы, (Рассовал их под диваны)
Поочерёдно отвечать на вопросы
- Как звали трех поросят? (ниф-ниф,нуф-нуф, наф-наф)
-Где спрятались седьмой козленок? (в печке)
- Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье)
- Назовите друзей Бабы Яги? (кощей бессмертный и змей горыныч)
- Где баба взяла муку на Колобка? (по амбару помела, по сусекам поскребла)
- Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)
- Кем по ложности была Фрекен Бок? (домоправительница)
- Кто одолел Тараканище? (воробей) –
На ком добралась Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
- Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (вечность)
- Самый высокий герой Сергея Михалкова. («дядя Степа»).
- За сколько монет продал Буратино Азбуку (за 4 сольдо)
Задание 1. Произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" : тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, ласково, требовательно.
Задание 2. Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).
1. «Свойства – антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Называть пары слов по очереди, побеждает, назвавший пару слов последней.
2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему: ЛЕС, РЕКА, ДОМ. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа, опушка, полянка, болото, дровосек, грибы, ягоды; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина, удочка, мост, русло, камни; ДОМ – мебель, посуда, забор, двор, хозяин, подвал, комната, коридор, чердак, сарай, фасад, терасса, очаг).
3. «Загадай загадку». Каждый придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её участникам. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
Задание 3.
- Вам необходимо нарисовать «как пахнет радуга», «о чем мечтают звезды», «какое на ощупь облако»(подсказка педагогам : придумать ассоциации)
- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
Задание 4.
- Я предлагаю вам превратиться в музыкантов. Наиграть детскую песню на музыкальном инструменте, если не отгадали- напеть мелодию (без слов). Задача отгадать ее и задать другую.
Задание 5.
- А сейчас я предлагаю следующее задание. Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования - пуговицы, пустого флакончика из-под духов, стаканчика из-под йогурта.
6. Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите, пожалуйста на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Завершающая игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги.
7. Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.
• Мы встречались, мы играли, сенсорику развивали…
• На игру мы приходили, где нас с вами научили…
• Креативность – что за птица?
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. М. : Издательство «Учитель», 2009
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2004
3. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
5. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
7. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2004