Алёна Нестерова
Проект в подготовительной группе «Декоративно-прикладное искусство в развитии патриотических чувств детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и новизна.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Декоративно-прикладное искусство в развитии патриотических чувств детей“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Проблема:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народно – прикладного искусства. В основной общеобразовательной программе под редакцией М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
• У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, городца.
• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Тип проекта: творчески – информационный
Период работы: 1год
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей ;
Вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность ;
Развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь ;
Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества ;
Развитие мелкой моторики рук дошкольников продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, гжель, хохлома, городецкая роспись,
Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств. развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов); совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);
Закреплять умение лепить из пластилина декоративные изделия;привлекать родителей к участию в проекте.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции декоративно – прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.
Предмет: Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.
Предполагаемые образовательные результаты:
Дети: знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;
рассказывают об истории возникновения предметов творчества
составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
Обоснование результативности:
Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей:
1. Дети будут иметь представление о народных промыслах;
2. Уметь различать изделия разных народных промыслов;
3. Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
4. У детей появится интерес к истории и культуре русского народа;
5. Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
6. Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Содержание проекта:
1 этап: подготовительный
подбор методического и наглядного материала: «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Национальная одежда»
консультирование родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье» оформление презентации для работы с детьми.
2 этап: основной
Просмотры презентаций:
«Дымковская игрушка»
«Сказочная гжель»
«Золотая хохлома»
«Городецкая роспись»
«Жостовская роспись»
«Нарядные матрешки».
Изобразительная деятельность:
Рисование:
«Дымковская нарядная барышня»,
«Гжельская роспись на тарелке»,
«Хохломская роспись»
«Роспись разделочной доски»»
«Роспись доски городецким узором»
«Роспись филимоновской игрушки»
«Роспись жостовского подноса»
«Русские матрешки».
Пластилинография:
Лепка: «Дымковская игрушка: олешек»
Пластилинография Ложка «Чудо-хохлома».
«Филимоновская барышня в технике "пластилинография».
Пластилинография «Русская матрешка»
Аппликация:
Аппликация из ниток «Чашка с блюдцем «Гжель»
Аппликация с элементами рисования «Городецкие узоры»
Аппликация «Жостовские подносы»
3 этап: завершающий
Игра викторина ««Знатоки декоративно — прикладного искусства»
Формы работы:
Беседы
Просмотры презентаций
Подвижные игры
Чтение художественной литературы: пословицы и поговорки о семье,
Родине, русские народные сказки.
Рассматривание иллюстраций
Заучивание считалок, потешек, песенок
Дидактические игры
Совместная работа с родителями, консультации
Изобразительная деятельность.
В заключении хочется сказать, что разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.
Данный проект может быть использован в работе с дошкольниками.
Перспективный план занятий «Колобок»
в подготовительной группе
Октябрь
«Дымковская игрушка»
1 Просмотр презентации «Дымковская игрушка»
Цель: Расширение представление о дымковской игрушке как народно-прикладном искусстве.
2 Дымковская роспись. Элементы дымковской росписи
Цель: работы: освоение художественных традиций росписи дымковской игрушки.
3 Рисование: «Дымковская нарядная барышня»,
Цель: Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).
4 Лепка: «Дымковская игрушка: олешек»
Цель: Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческие способности.
Ноябрь
«Золотая хохлома»
1 Просмотр презентации «Золотая хохлома»
Цель: Познакомить детей с хохломской росписью; ее историей; дать понятие, для чего служит роспись; показать предметы, расписанные этой росписью.
2 Рисование: Хохломская роспись «Волшебный завиток»
Цель: Уточнить знания о хохломской росписи; Развивать умение вырисовывать элементы хохломской росписи;
3 Рисование: Хохломская роспись «Роспись разделочной доски»
Цель: Развивать художественное творчество; Воспитывать эстетический
вкус; Воспитывать интерес к русским народным промыслам.
4 Пластилинография Ложка «Чудо-хохлома».
Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.
Декабрь
«Сказочная гжель»
1 Просмотр презентации «Сказочная гжель»
Цель: познакомить учащихся с народными промыслами России, выявить их отличия и общность,
2 Рисование: Рисование гжельского узора на полосе»
Цель: Закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий.
3 Рисование: «Расписная тарелочка»
Цель: Развивать умение вырисовывать элементы гжельской росписи;
Развивать художественное творчество;
Воспитывать интерес к русским народным промыслам.
4 Аппликация из ниток «Чашка с блюдцем «Гжель»
Цель: Знакомить с одним из способов украшения посуды: росписью.
Январь
«Городецкая роспись»
1 Просмотр презентации «Городецкая роспись»
Цель: познакомить учащихся с народными промыслами России, выявить их отличия и общность,
2 Рисование: Рисование городецкая роспись на полосе.
Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания).- Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.
3 Рисование:«Роспись доски городецким узором»
Цель: Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.
Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.
4 Аппликация: с элементами рисования в подготовительной группе «Городецкие узоры»
Цель: Учить создавать аппликативные цветочные узоры по мотивам городецкой росписи, дополнять аппликацию рисованием тонких линий, точек, дуг белой краской.
Февраль
Филимоновская игрушка.
1 Просмотр презентации «Филимоновская роспись»
Цель: Презентация знакомит детей с филимоновской народной декоративной росписью.
2 Рисование:Рисование Филимоновской роспись на полосе.
Цель: Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерным особенностями. Закрепление уже знакомых промыслов
3 Рисование: «Роспись филимоновской игрушки»
Цель: Освоение основ декоративно – прикладного искусства.
Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.
4 «Филимоновская барышня в технике "пластилинография».
Цель: продолжить знакомство с нетрадиционной техникой работы с пластилином – «пластилинографией»
Март
Жостово.
1 Просмотр презентации «Жостовская роспись»
Цель: Познакомить детей с особенностями жостовской росписи.
2 Рисование: Рисование жостовского узора на полосе.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
3 Рисование «Роспись жостовского подноса»
Цель: знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
4 Аппликация «Жостовские подносы»
Цель: Познакомить детей с характерными особенностями жостовской росписи, учить создавать узор из цветной бумаги по ее мотивам.
Апрель
Матрешка.
1 Просмотр презентации «Матрешка символ России»
Цель: Узнать историю возникновения матрёшки.
2 Рисование «Русские матрешки».
Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
3 Пластилинография «Русская матрешка»
Цель: выполнить модель матрешки в технике пластилинография.
4 Игра Викторина «Знатоки декоративно — прикладного искусства»
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.