Наталья Стулова
Cтатья «Консультация по теории и практике физического воспитания для воспитателей в ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В работе подробно изложены основные термины, используемые в теории физического воспитания ребенка с целью создания правильного представления о здоровье дошкольника и понимания, как и на что обратить внимание при разработке комплекса упражнений на занятиях физической культуры в детском саду. В данной работе представлены примеры общеразвивающих упражнений для физического и умственного развития дошкольника.
Публикация «Cтатья „Консультация по теории и практике физического воспитания для воспитателей в ДОУ“,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовленность, физическое образование, физические упражнения, двигательная деятельность, двигательная активность,
спорт, физкультурные занятия, общеобразовательные упражнения, первая группа упражнений, вторая группа общеобразовательных упражнений, третья группа мышц.
В последние годы созданы разнообразные программы по воспитанию культуры движений дошкольников. Во многих из них используется терминология, не соответствующая основам теории и методики физического воспитания ребенка.
Научные основы физической культуры закладывались в России выдающимися учеными физической культуры : П. Ф. Лесгафтом, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. А. Покровским, П. Ф. Каптеревым и др. Значительный вклад в ее развитие внесли виднейшие ученые XX века: врачи - В. В. Гориневский, Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин и др. ; педагоги – А. И. Быкова, Е. Г. Гориневская, М. Ю. Кистяковская, Т. И Осокина, Е. А. Тимофеева, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева и др. ; психологи – А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др [8]. Таким образом, основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Значение и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.
Здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, под этим подразумевается гармоничная, слаженная работа всех органов и систем, благоприятные социальные условия и микроклимат, в котором воспитывается ребенок. [1] Если на два первые компонента педагог повлиять не в состоянии, то обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях является его прямой обязанностью.
Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие физическое развитие в более узком смысле слова означает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатель роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких, состояние осанки, изгибов позвоночника, измерение свода стопы и т. д.) [2]
Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой понимается творческая деятельность, направленная на преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. [3]
Формируя культуру тела, важно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена рамками того социума, где он живет. Ограничение свободы действий часто приводит к нездоровью. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры и психофизических возможностей обеспечивает состояние относительного здоровья. То или иное заболевание – расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства. Оно играет важнейшую роль не только в формировании физической культуры ребенка, но и в усвоении им общечеловеческих и национально-культурных ценностей. [4]
Физическая подготовленность – соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин “упражнение” обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность – это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность – основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая, расходуем. Согласно теории индивидуального развития ребенка, особенности энергетики всего организма и его клеточных элементов находится в прямой зависимости от характера функционирования клеточных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность направлена на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. [5]
Спорт – достижение наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований каком-либо виде физических упражнений. [6]
Понятие теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются и утончаются.
Опираясь на научный понятийный аппарат, педагог должен самостоятельно и творчески осуществлять выбор вариативных, парциальных и других программ. Ведущим принципом отбора разнообразных форм организации двигательных действий является известный принцип “Не навреди!”
В настоящее время необходимо серьезно пересмотреть методику обучения и воспитания дошкольников. Особого внимания требуют занятия по физической культуре. Во-первых, потому что в некоторых программах к занятиям относят утреннюю гимнастику, физкультурные праздники, досуги и другую двигательную деятельность. Во-вторых, ряд авторов выступает против обучения движению, несмотря на то, что все произвольные движения человека являются результатом обучения.
Физкультурные занятия – основное средство обучения детей физическим упражнениям. Методика их преподавания должна быть направлена на поэтапное, последовательное и систематичное формирование двигательных навыков ребенка. Важную роль на занятиях играет сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, соревновательного и других методов и приемов, обеспечивающих сознательное и творческое освоение движений ребенка. Зачастую педагогами не соблюдается методика повышения физиологической, психологической и эмоциональной нагрузки. Например, наибольшая физиологическая нагрузка дается в водной части физкультурного занятия – дается 2-3 минутная пробежка без соответствующего разогрева мышц, подготовки организма к такой высокой нагрузке. По утверждению известного психолога В. П. Зинченко, вопрос о том, как надо учить движениям, является одним из сложных. [9]
Каждый ребенок неповторим и уникален. При обучении необходимо развивать его индивидуальность, вооружать определенным двигательным опытом. При этом педагог должен помнить, что все движения приобретаются при жизни, как результат научения.
Важную роль в формировании грациозности, пластичности, выразительности, красоты движений, в развитии психофизических качеств играют общеобразовательные упражнения.
Общеобразовательные упражнения – специально подобранные упражнения, направленные на оздоровление организма. [7] Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются крупные группы мышц – плечевого пояса, туловища, ног; подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; также они содействуют развитию психофизических качеств ребенка.
Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса. При составлении комплексов таких упражнений следует придерживаться анатомического принципа.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Они тренируют сердечную мускулатуру, выпрямляют позвоночник, совершенствуют полноценное дыхание. Важную роль в этой группе играют упражнения для мышц лица, глаз и рук. Ребенку предлагают улыбнуться, нахмуриться, высунуть язык, надуть щеки, показать, как задувают спичку, изобразить поцелуй и т. д.
В каждый комплекс включаются упражнения для пальцев и кистей рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во II веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Работы В. М. Бехтерева [11] доказали влияние манипуляций рук на функцию высшей нервной деятельности, на развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с лица, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой [12] доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное “представительство” в коре больших полушарий головного мозга. Педагог учит ребенка простейшим манипуляциям: сжать руку в кулак и раскрыть ладонь, имитировать умывание, действовать с массажными мячиками. Н. И. Озерецкий [10] отмечал, что “если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Вторая группа общеобразовательных упражнений направлена на укрепление мышц спины, на формирование правильной осанки, что способствует развитию гибкости позвоночника (наклоны вперед, в стороны, повороты, вращение туловища).
Третья группа мышц направлена на развитие и укрепление мышц ног и брюшного пресса. Это предохраняет внутренние органы от сотрясения, препятствует застою крови.
Каждое общеразвивающее упражнение начинается с исходного положения тела (туловища, рук, ног). Смена исходного положения усложняет или упрощает выполнение физического упражнения. Приведем примеры основных исходных положений (с использованием требуемой терминологии).
Для ног в положении стоя:
1)стойка – пятки вместе, носки врозь – используется перед началом и по окончании упражнения; при полуприседании и полном приседании (прямая спина, колени разведены в стороны, пятки приподняты); при подъеме и сгибании ног в колене, при отведении ног вперед, влево, вправо, назад; 2) стойка – ноги врозь, на ширине ступни (шага, носки слегка развернуты; 3) стойка- ноги врозь, на ширине плеч, носки слегка развернуты; 4) стойка- ноги сомкнуты, носки и пятки вместе – используется при приседании; 5) стойка – ноги скрестно, одна нога находится перед другой, ступни параллельны; 6) стойка на коленях- колени, голени, носки опираются о пол, носки вытянуты – используется при поворотах, сидя на пятках; 7) стойка – ноги слегка расставлены, ноги на ширине ступни, стопы слегка в стороны, но не внутрь.
Для рук в положении стоя:
1)руки опущены вдоль тела, ладони обращены к туловищу; 2) руки вперед, вверх, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу; 3) руки в стороны, ладони обращены вниз или вперед; 4) руки на пояс, четыре пальца вперед, вниз, локти и плечи – назад; 5) руки перед грудью – локти на высоте плеч, ладони обращены вниз; 6) руки за голову – локти отведены назад, пальцы касаются затылка; 7) руки вытянуты вперед, кисти согнуты в кулак, одна рука над другой; 8) руки за спину, кисти “в замок” или одна кисть положена на другую.
В положении сидя:
1)ноги вперед – прямые, сомкнутые, носки оттянуты и слегка развернуты; 2) ноги врозь – прямые, разведены, носки оттянуты и слегка развернуты; 3) ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни в пол; 4) ноги скрестно, положение рук – в зависимости от содержания упражнений.
В положении лежа:
1)на спине – прямые ноги сомкнуты, носки слегка расставлены, оттянуты, руки вдоль туловища, ладони вниз; 2) на животе – прямые ноги сомкнуты, руки, согнутые в локтях, опираются о пол, ладони перед собой (одна над другой) или, опираясь на ладони, приподнять туловище; 3) на правом (левом) боку, прямые ноги сомкнуты, руки подняты вверх.
Важную роль в развитии творчества, грациозности и красоты движений играют имитационные движения. Они широко используются во всех возрастных группах. Выполнению движений предшествует ознакомление детей с имитируемыми персонажами: чтение художественной литературы, наблюдение за окружающей природой, просмотр картинок, видеофильмов и т. д. Так, например, ребенок выполняет разнообразные упражнения типа “собачка”, “кошечка”, “цирковая лошадка”, “Ванька-встанька” и др. При этом он стремится передать характерные особенности, настроение своих персонажей. Такие упражнения формируют у ребенка культуру мимики и жеста.
Известно, что обучение физическим упражнениям проводится в три этапа: первый этап – первоначальное разучивание; второй – углубленное разучивание; третий – закрепление и совершенствование движений. На каждом этапе педагог активизирует сознание ребенка, развивает творчество. Так, на этапе углубленного разучивания используются различные варианты упражнения, обращается внимание на то, что его можно сделать по-другому: из иного исходного положения, с различными предметами; стоя в колонне, шеренге. К составлению вариантов привлекаются дети. На этапе закрепления, совершенствования используется метод творческих заданий: “придумай, как можно сделать упражнение по-другому”.
Дети с удовольствием выполняют придуманные ими имитационные упражнения (“Цветок”, “Пловец”, “Мишка” и др.). Это побуждает их к самовыражению, к самореализации.
Подобная работа подводит детей к использованию двигательных навыков в подвижных играх, которым в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Эти игры, являясь основным средством и методом физического воспитания, должны занимать ведущее место в развитии движений.
В подвижной игре удовлетворяется естественная потребность ребенка в деятельности: закрепляются и совершенствуются двигательные навыки основных движений, общеразвивающих упражнений. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая свои способности.
Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости и веселья в игре. Это не означает, что воспитатель не должен быть требовательным, но его главная задача – помочь ребенку раскрыть свои интеллектуальные и физические способности.
В небольшой консультации невозможно охватить многочисленные проблемы физической культуры дошкольника. Важно, чтобы педагоги делали все для того, чтобы ребенок рос в гармонии с самим собой, окружающими людьми, природой. От нас, взрослых, зависит воспитание жизнерадостного, жизнестойкого, здорового, творческого поколения.
Ссылки на источники
1. «Большой энциклопедический словарь». – Изд. М., «Большая Российская энциклопедия» 1997г.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. — Л. : Лесгафт, 1950 г.
9. Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М. : МГУ, 1982
10. Озерецкий Н. И., Гуревич М. О., Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей. М. 1989
11. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908 г.
12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М. : «Сов. Россия», 1973.