МААМ-картинки

Нетрадиционная форма работы с родителями

Комарова Лидия Николаевна
Нетрадиционная форма работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционная форма работы с родителями

Введение

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Публикация «Нетрадиционная форма работы с родителями» размещена в разделах

Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Сегодня необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Пояснительная записка

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения.

Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

Описание традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия.

Коллективные формы.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер.

Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать выступления разных специалистов, например, логопеда, психолога, медсестры, а также родителей.

На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут.

Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана. Целесообразно подготовить краткие памятки.

Подготовка к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирование, беседы). Важно продумать месторасположение гостей.

Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации родителей, которые предполагают возникновение интереса к теме, стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. К методам активизации относятся анализ педагогических ситуаций, проигрывание проблемных задач, вопросы, приведение примеров, просмотр видеороликов, использование шуток, игр, юмористических ситуаций.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.

Индивидуальные формы.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.

Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи.

Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Например, педагога беспокоит агрессивность ребенка или его непослушание, гиперактивность, плохой аппетит.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей.

Консультации близки к беседам. Основная разница в проведении этих форм заключается в том, что педагог стремится дать квалифицированный совет научить чему-либо. Их могут проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед. На консультации родителям сообщаются психолого-педагогические знания, формируются умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос.

На консультации можно конкретизировать вопрос, который рассматривался на собрании. Есть и консультации – практикумы, где родители приобретают практические знания и умения, например, как провести новогодний праздник в семье, провести зарядку с ребенком, подготовить руку к письму и др.

Наглядные формы.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».

Нетрадиционные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся : праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад?».

Познавательные формы.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ.

Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Организация работы по взаимодействию ДОУ с родителями.

Цель: Профессионально помочь семье в воспитании детей, заполняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• Развитие интересов и потребностей ребенка.

• Распределение обязанностей и ответственности между родителями и постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей.

• Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье.

Выработка образа жизни в семье.

• Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Задачи:

1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.

3. Вовлечь семьи воспитанников в единое образовательное пространство.

Принципы взаимодействия с родителями.

1. Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога и семьи. В общении педагога и родителей неуместны категоричности, требовательный тон.

2. Индивидуальный подход.

Необходим в работе с родителями. Педагог должен чувствовать ситуацию, настроение, общаясь с родителями.

3. Сотрудничество.

Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, желание помочь, демонстрация заинтересованности ДОУ в проблемах семьи.

4. Готовность.

Любое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно продумать, серьезно, тщательно подготовить.

5. Динамичность.

Важно находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей.

Методика

(для привлечения родителей к деятельности ДОУ)

I этап.

Актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка.

II этап.

Педагогическое просвещение родителей как заказчика на образовательные услуги в ДОУ.

III этап.

Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации.

Выводы

Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно, поэтому мы, педагоги, дол вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс.

Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей и они охотно включаются в воспитательно-образовательный процесс. Кроме этого я использую методы и формы театральной педагогики, а именно, предлагаю р родителям участие в программе"Театр и дети",где они вместе с детьми играют роли, учатся общаться со своими же детьми, слушать педагога,играть и самовыражаться в театрализованных играх. Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков -такой подход побуждает родителей,детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.

Публикации по теме:

Нетрадиционная форма работы с родителямиНетрадиционная форма работы с родителями Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ. Подготовила: Чиркова Н. С., воспитатель, МБДОУ МО «Детский сад №169», г. Краснодар. Сегодня.

Нетрадиционная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы) Презентация на тему "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" Слайд 1: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционная форма работы с родителями
Опубликовано: 4 июня 2015 в 13:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционная форма работы с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Комарова Лидия Николаевна (УИ 1881307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД