ЛЮДМИЛА МОИСЕЕВА
Цикл тренингов по теме «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл тренингов по теме «На пороге школы».
Блок 1.
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе и возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
• Познакомить родителей с основными понятиями «готовность к обучению в школе», «кризис семи лет», «адаптация к школе».
• Помочь родителям осознать свои неэффективные способы общения и
взаимодействия с детьми.
• Помочь родителям выработать новые эффективные способы общения с детьми.
Публикация «Цикл тренингов по теме „На пороге школы“» размещена в разделах
• Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.
Тренинг №1 «Готов ли мой ребенок к школе?»
Цель: знакомство родителей с понятием «готовность к школе»
Задачи:
1. Познакомить участников тренинга друг с другом;
2. Снять эмоциональное и психологическое напряжение;
3. Познакомить с понятием «готовность к обучению в школе».
Оборудование: мяч, ватман, цветные маркеры.
Время: 45-60 минут
Ход тренинга:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня мы начинаем серию тренингов для родителей будущих первоклассников. Уже сейчас вы задумываетесь над многими вопросами – в какую школу отдать своего ребенка? Достаточно ли он развит, чтобы справляться со школьными нагрузками и усваивать обучающий материал? Сможет ли он легко и просто влиться в новый коллектив и найти себе друзей? Понравится ли ему учиться? Эти и многие вопросы волнуют родителей на пороге школы. В течение наших встреч мы попытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы.
Упражнение №1 «Мяч»
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.
Материал: мячик.
Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имя и не начнут быстро передавать мяч.
Упражнение №2 «Здравствуй друг»
Здравствуй друг, - здороваться за руку
как ты тут – трогаем плечо
где ты был - за ушко
я скучал - за грудь
ты пришел - руки в стороны
хорошо – обнялись.
Упражнение №3 Принятие правил группы
Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимы правила, которые будут соблюдаться всеми:
1. активность
2. доброжелательность и уважение
3. правило «СТОП»
4. правило «Я-высказывания»
5. правило на запрет давать оценку
Анализ упражнения:
1 В какой степени предложенные правила ясны участникам?
2 Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
3 Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Упражнение №4 «Ассоциации»
Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать соответствующей обстановки и настроя.
Материалы: ватман, маркер, мяч.
Психолог предлагает участникам тренинга назвать первые ассоциации на слово «школа».
Участники быстро передают друг другу мяч и называют свои ассоциации. Ведущий в этот момент фиксирует их на доске.
Игра заканчивается, когда темп выполнения задания замедлился, или участники стали повторяться. Ведущий обращает внимание на доску и предлагает участникам проанализировать собранный материал.
Упражнение №5.
Цель: знакомство с понятием «готовность к школе».
Материалы: Макет дома, состоящий из двух частей : крыша, стены и фундамент. Карточки, с заранее написанными качествами, входящих в определение «готовность к школе». Несколько пустых карточек для самостоятельной работы родителей.
Психолог предлагает родителям определить понятие готовности к школе, рассказать, как они понимают это определение. Ответы родителей записываются на ранее приготовленных заготовках. Психолог читает мини-лекцию о трех составляющих готовности к обучению в школе (волевая, интеллектуальной, социально-психологическая, мотивационная) и добавляет свои карточки к ответам родителей.
Мини-лекция «Что такое готовность ребёнка к школе» (повышение психолого-педагогической компетентности родителей).
Готовность к школе состоит из трех основных условий: саморегуляции, мотивации ребенка и уровня его интеллектуального развития. Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1) Интеллектуальная готовность — ребенок ориентируется в окружающем мире, имеет запас знаний, способность к концентрации внимания, развитые память, воображение, мелкую моторику, речь и мышление, образные представления, умеет строить логические связи. Оценивать готовность к школе по уровню интеллектуального развития — распространенная ошибка. Родители направляют свои усилия на то, чтобы «впихнуть» в ребенка всевозможную информацию. Но важен не объем знаний, а их качество, степень осознанности, четкость представлений.
2) Волевая готовность — управляет своими эмоциями, поведением, умеет организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительно относится к целям деятельности, принимает их, стремится преодолевать трудности, достичь результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе.
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
- поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действий;
- исполнить намеченный план;
- проявить усилие в случае возникновения препятствий;
- оценить результат своего действия.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки).
3) Мотивационная готовность — ребенок принимает позицию школьника, положительно относится к школе, к учебной деятельности. У ребенка есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно — мотивационная готовность у них есть. Но это не так. Желание пойти в школу и желание учиться — разные понятия. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут. Потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно. Наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
4) Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
- умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
- развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.
Обратная связь родителей.
Психолог сравнивает готовность к школе с домом, у которого есть фундамент, стены и основания и предлагает распределить качества в соответствии с частями дома, с учетом того, что фундамент – это основное развитие и обучение, которое ребенок получил в дошкольном детстве. Стены – это мотивация к обучению в школе и умение учиться.
Крыша – это умение родителей поддержать своего ребенка.
Родители выполняют задание. Обсуждение упражнения.
Рефлексия на выходе
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
Ритуал прощания
Мы завершаем наш тренинг. А сейчас будем передавать мяч по кругу и
говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей встречи.
Тренинг №2 «Адаптация к школе. Что это такое?»
Цель: знакомство родителей с понятием «адаптация к обучению в школе»
Задачи:
1. Закрепить знания, полученные на первой встрече»
2. Снять эмоциональное и психологическое напряжение;
3. Познакомить с понятием «адаптация к обучению в школе».
Оборудование: мяч, ватман, цветные маркеры.
Время: 45-60 минут
Ход тренинга:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня у нас вторая встреча. В прошлый раз мы говорили о том, что такое готовность к школе и как определить готов ли ваш ребенок к школе. Давайте вспомним, в чем же заключается готовность к школе? Ответы родителей.
Сегодня мы продолжаем наши встречи и тема «Адаптация к школе. Что это
такое?»
Упражнение №1 «Снежный ком»
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.
Материал: мячик.
Все участники становятся в круг. Ведущий передает по кругу мяч, называя свое имя. Второй участник называет имя предыдущего и свое. Третий участник называет имя двух первых и свое. И так далее по кругу. Последний участник круга должен повторить имена всех участников.
Упражнение №2. Мозговой штурм.
Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.
Материал: мяч, ватман, маркер
Психолог: Придя в школу жизнь ребенка меняется. Как вы думаете, что изменяется в его жизни? С чем новым приходится сталкиваться первокласснику?
Ответы родителей фиксируются на ватмане. При необходимости психолог добавляет ключевые моменты (меняется режим дня, требования взрослых, возрастает доля самостоятельности и ответственности, возникает необходимость выстраивать новые социальные связи с одноклассниками и учителями и т. д.)
Психолог: Как мы видим, ребенок сталкивается с серьезными изменениями жизни. Ему приходится приспосабливаться, то есть адаптироваться, к новым условиям жизни. Этот процесс может протекать легко, а может и достаточно болезненно, в силу ряда причин (отсутствие навыка коммуникации, ребенок не был морально подготовлен к изменениям и т. д.)
Психолог: по каким проявлениям (эмоциональным, физиологическим и т. д.) родитель может догадаться, что ребенок тяжело переживает период адаптации? Ответы родителей фиксируются на ватмане.
Упражнение №3
Цель: активизация адаптивных процессов у участников тренинга.
Материал: шарфики по числу участников.
Психолог: В жизни маленького одноклассника на первый взгляд все остается по-прежнему, но его жизнь претерпевает качественные изменения. Я предлагаю вам соприкоснуться с внутренним ощущением ребенка. Для этого посмотрите на нашу комнату, в которой мы занимаемся. Она вам хорошо знакома, мы не первый раз встречаемся здесь. А теперь, пожалуйста, завяжите глаза и поисследуйте комнату закрытыми глазами в течение пяти минут. Интересно, что изменится?
В течение 5 минут участники тренинга ходят по комнате с завязанными глазами.
Психолог страхует участников только в крайнем случае. Очень хорошо, если родители будут натыкаться друг на друга, на различные предметы. Если кто-то из участников снимет повязку с глаз, попросить его выполнить упражнение до конца, а в период обсуждения поинтересоваться, что заставило его снять повязку.
Обсуждение упражнения. Обсуждаются чувства и эмоции участников, что изменилось, как они стали воспринимать так хорошо знакомое пространство, когда перестали его видеть и т. д.
При обсуждении психолог подчеркивает, что ребенок сталкивается с похожими ощущениями в период адаптации.
Упражнение №4 «Письма друг к другу»
Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.
Материал: листы бумаги, ручки.
Психолог предлагает родителям разделиться на две команды. Одна команда – дети, другая – родители. Каждая команда пишет письмо другой. «Дети» пишут «родителям» в письме то, что они ждут от них в период адаптации к школе, «родители» описывают «детям» в письме как они будут помогать им адаптироваться к школе.
Обсуждение упражнения.
Рефлексия на выходе
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
Ритуал прощания
Мы завершаем наш тренинг. А сейчас будем передавать мяч по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей встречи.
Тренинг № 3 «Кризис семи лет».
[/h4]
Цель: знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания
кризиса семи лет.
Задачи:
1. Закрепить знания, полученные на первых встречах;
2. Снять эмоциональное и психологическое напряжение;
3. Познакомить с понятием «кризис семи лет»;
4. Познакомить с неэффективными и эффективными способами коммуникации.
Оборудование: мяч, ватман, цветные маркеры.
Время: 45-60 минут
Ход тренинга:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня у нас очередная встреча, посвященная не менее интересной теме «Кризис семи лет». Но для начала давайте немного разомнемся и настроимся на встречу.
Упражнение №1 “Вопрос соседу».
Цель: снять психологическое напряжение, повысить интерес участников тренинга друг к другу.
Материал: мячик.
Участники сидят в круге. Передавая мяч соседу, каждый задает любой вопрос. Примерные вопросы: Как Вы себя чувствуете? Что с Вами интересного произошло сегодня (вчера? Чем порадовал Ваш ребенок?
Упражнение №2. Заполнение анкеты.
Участникам тренинга предлагается ответить на вопросы анкеты «Оценка особенностей поведения ребенка 6—7-летнего возраста (анкета для родителей)».
Оцените особенности поведения их ребенка за последние полгода — год.
Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла;
Если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста-1 балл;
При их отсутствии ставится 0.
1. В последнее время (полгода — год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Анализ результатов:
20-11 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;
10-6 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;
5-0 баллов — для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.
Участники заполняют анкеты, анализируют полученные результаты.
Психолог: Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка.
Кризис – это этап качественного изменения личности ребенка и характеризуется формированием нового образования. На этапе кризиса семи лет происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года.
Негативная симптоматика кризиса: негативизм, упрямство, строптивость и др. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
Какие выводы мы должны сделать?
Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглаженно, а у других бурно и очень болезненно.
Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны, а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной позиции.
Четвертое. Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Обратная связь родителей.
Упражнение №3 “Что радует и что огорчает меня в моем ребенке”
Цель: осознать не эффективные способы коммуникации.
Каждый участник составляет таблицу
Что радует в поведении ребенка? Что огорчает в поведении ребенка?
Обсуждение:
• Что чувствует сам ребенок по поводу своего поведения?
• Ваши действия в ситуации, когда поведение ребенка Вас не радует?
• Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменяется поведение ребенка?
Упражнение №4 “Я-высказывание”, “Ты-высказывание”.
Цель: сформировать новые эффективные способы взаимодействия родителей с детьми.
Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.
“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”,
“Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.
“Я-высказывание” - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “Я-высказывание” предполагает в общении с ребенком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”)
Психолог предлагает участникам тренинга разбиться на пары «Родитель-ребенок» и разыграть ситуации применяя технику «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».
Проблема Ты – сообщение
(слово обостряет, обижает, ранит)
Я – сообщение
(слово смягчает, щадит, оберегает)
Родитель устал
Ты меня утомил.
Отстань от меня.
Я очень устал.
Мне хочется отдохнуть.
У ребенка замечание (двойка) в дневнике
Ты – бездельник!
Вечно ты меня расстраиваешь!
Я огорчен.
Мне неловко за тебя …
Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.
О чем ты только думаешь?
Неужели тебе трудно запомнить?
Ты меня в могилу сведешь …
Давай вместе разберемся…
Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …
Ребенок грубо ответил Вам на замечание.
Когда ты научишься разговаривать с родителями?
Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто поторопился.
Обсуждение и анализ упражнения.
Рефлексия на выходе
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
Ритуал прощания
Мы завершаем наш тренинг. А сейчас будем передавать мяч по кругу и
говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей
встречи.