Юлия Вахрушина
Цикл наблюдения за птицами
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Проектирования
Цикл наблюдений за птицами с детьми средней группы в зимний период времени
Выполнила :Вахрушина Юлия Алексеевна
Воспитатель МБДОУ № 52
«Актуальные проблемы дошкольного образования
В условия введения ФГОС»
Нижний Новгород 2015 г.
Публикация «Цикл наблюдения за птицами» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цикл наблюдений в средней группе за птицами на участке детского сада в зимний период времени
Цель цикла наблюдений : познакомить с особенностями поведения птиц в зимний период времени, познакомить детей с новыми птицами, дать представление о их внешнем виде, и особенностях поведения,учить различать птиц,развивать наблюдательность детей; закреплять умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве; воспитывать бережное отношение детей к природе; развивать звуковую культуру речи; Обогащать словарь детей, развитие диалогической речи и умение детей отвечать на вопросы взрослого, воспитывать в детях чувство отзывчивости и сострадания к птицам, побуждать желание помогать им
Ожидаемые результаты: Дети познакомятся с новыми видами птиц, научиться различать их по внешнему виду, пополнят словарный запас, закрепят знания о дидактических играх, смогут играть самостоятельно, после данного цикла наблюдений, у детей пробудить желания больше помогать и заботиться о птицах, а так же строить диалогическую речь.
Наблюдение 1
Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки, закрепить название знакомых птиц.
Методические приё мы:
Чтение
“ Возле дома на дороге,
Спор затеяли сороки.
Не могли решить подруги,
Кто болтливее в округе.
Рассматривание сороки «Ребята давайте посмотрим с вами на сороку, посмотрите какого цвета эта птицы, какие у нее крылья? Какие глаза? Давай те мы с вами вспомним сказки, в которых есть сорока? Почему сороку называют белобокой? Как кричит сорока, давай те с вами вместе покричим как сороки тр-тр-тр.
А как мы с вами ласково можем назвать сороку давайте придумаем ей каждый свое название
Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т. д.)
Звучит
Трещит на весь зелёный лес,
Сверкая белым боком,
Расскажет множество чудес
Болтливая сорока.
Притащит новость на хвосте
Весёлая болтушка,-
И пусть узнает каждый пень,
О чём поёт сорока
Ребята а теперь я вам предлагая обратить внимание на другую интересную птичку, вы все ее конечно знаете это Воробушек
Бурая спинка и серое брюшко.
Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:
Как мы с вами узнаем воробушка, давайте посмотрим на него, какая у него спинка, какой клювик, как он прыгает? Как его ласково можно назвать?
(Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).
Игра “Кто как кричит?”. 1 ч. -воробей, 2 ч. -сороки, 3 ч. -дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.
Давай те послушаем интересное стихотворение про воробушка
Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки
Наблюдение 2
Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду : галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.
Методические приё мы:
Беседа: Ребята давай те с вами вспомним, где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке? Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?
Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).
Как кричат эти птицы?
Подражание их голосам (сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона – кар-кар).
Давай те мы с вами вместе внимательно рассмотрим,птиц и посмотрим чем они отличаются друг от друга, Как отличить галку от вороны?
Чем сорока отличается от галки и вороны? На сколько разный у них окрас?
А теперь мы с вами постараемся узнать следы которые оставили птицы на снегу :Поисковое задание.
Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.
Последующая работа.
Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.
Наблюдение 3
Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Методические приё мы:
Загадка:
Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится
Всё хвастает синим своим сюртучком
И шапочкой чёрной гордится (синица).
Давай те мы с вами познакомимся с еще одной очень интересной и красивой птичкой а зовут ее синичкой, рассматривание внешнего вида:
Какого цвета спинки, грудки, головки?
Одинаковые ли все они по размеру?
Каков клювик? Как поёт?
Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?
Поисковое задание. Найти любимое лакомство синички
Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.
Определить, что любят синички.
Посмотреть вместе с детьми как ведёт себя во время питания?
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек»
Наблюдение 4
Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом : учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.
Методические приё мы:
Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.
Ребята сегодня мы с вами познакомимся с еще одной очень интересной птицей,вы послушали звук птиц, скажите пожалуйста
Какие звуки вам незнакомы?
Как вы думаете, кто это может так стучать?
А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу. Во время рассматривания читается стихотворение про дятла
У деревьев доктор свой,
Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.
Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
-Как здоровье? тук-тук-тук.
Давай те с вами внимательно посмотрим на эту чудесную птицу
Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?
Д/и “Накормим птиц”.
Наблюдение 5
Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.
Методические приё мы:
Рассматривание картины: Ребята давайте внимательно посмотрим с вами на картину,назовите всех знакомых вам птиц?
Как вы их узнали?
Чем питаются эти птицы?
Как они по-разному ведут себя во время еды?
Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.
Какая новая птица появилась на участке?
Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.
То вверх. То вниз. То снова вверх.
Ловчее и проворней всех.
Головка крупная. Нет шеи.
Клюв длинный, крепкий он имеет.
Со спинкой серо-голубой.
Животик светит белизной.
С боков – каштановый, с рыжиной. -
И лапки крепкие, недлинны.
Полоска чёрная вдоль глаз
Поярче, делает окрас.
Питается он комарами,
Моллюсками и пауками.
Зимой не станет паучков,
Улиток, мошек и жучков
Корм трудно будет добывать,
Начнёт к кормушке прилетать
Мы запасёмся семенами.
Кормушки сделаем им сами.
И позаботимся о них,
О младших братьях, дорогих.
Моделирование “Угадай птичку”.
Использование художественного слова детьми о своей птичке.
Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.
Птицы зимой
Наблюдение 6
Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются, с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.
Методические приё мы:
Беседа :Ребята как вы думаете Почему многие из птиц улетают на юг?
Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).
Как их можно назвать? (Зимующие).
Почему они остаются зимовать?
Просмотр картинок “Кто как зимует?”
Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.
Кого чем накормим?
Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.
Где зимой птицы могут добыть себе еду?
Последующая работа.
Изготовление “пирога” для птиц.
Рисование птиц.
Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.
Наблюдение 7
Покормите птиц зимой
Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.
Методические приё мы:
Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.
Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?
Назовите птиц.
Как вы их различаете?
Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.
Звукоподражания голосам птиц. Сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч и др.
Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук. Фырр - фырр, восемь дыр. Тр -р-р!” (Дятел).
Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т. д., то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”
Чтение стихов о птицах.
Последующая работа.
Рисование “Птицы на кормушке”.
Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.
Выводы: После данного цикла наблюдений дети средней группы познакомились с новыми для них птицами (дятел,поползень,закрепили знания о знакомых птицах (сорока, воробей, синица)узнали много нового о жизни птиц зимой, у детей появилось желания помогать птицам, кормить их, и строить для них скворечники, дети с интересом стали наблюдать за птицами, сравнивать их поведение,то как они произносят звуки, подражать птицам, после данного цикла наблюдений у детей обогатился словарный запас, стало лучше получаться отвечать на вопросы воспитателя. Познакомились с новыми литературными произведениями.