Коробейникова Елена
Цикл мероприятий по ознакомлению детей раннего дошкольного возраста с геометрической формой шар
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл мероприятий по ознакомлению детей с геометрической формой шар (колобок, клубок, шарик)
Задачи: познакомить детей с формой шар, учить находить похожие предметы в окружающем игровом пространстве.
Познакомить со сказкой «Колобок», продолжать учить детей внимательно слушать сказку, вызывать симпатию к герою сказки – Колобку, эмоционально реагировать на приключения Колобка.
Учить создавать форму шара из разных художественных материалов, развивать сюжетно – игровой замысел.
Публикация «Цикл мероприятий по ознакомлению детей раннего дошкольного возраста с геометрической формой шар» размещена в разделах
Продолжать знакомить детей с предметами разной величины и формы (шар, куб) и трех величин - большой, поменьше, маленький.
Материалы и оборудование: мячи разных размеров, шерстяные клубки разных цветов. Кукольный театр «Колобок» (театр Би-Ба-Бо). Художественные материалы: цветные карандаши, пластилин, бумажные салфетки. Основа для коллективной работы «Покатился Колобок».
Воздушные шары, мячи разного размера и мыльные пузыри.
Примерный тематический план
Понедельник:
1. Ознакомление с окружающим.
Сказка «Колобок».* (в качестве материала для показа сказки использовать иллюстрацию выполненную воспитателем в аппликативной техники, формат А2, плоскостные фигурки героев сказки)
Цель: познакомить детей со сказкой «Колобок», продолжать учить внимательно слушать сказку, следить за приключениями главного героя, сочувствовать и сопереживать ему.
2. Игры – забавы и клубочками.
Цель: познакомить с формой шара, на примере клубка, обследовать его, развивать и разнообразить орудийную деятельность детей, дать возможность создать шар (клубок) своими руками.
Вторник
1. Конструирование из мягкой бумаги «Пушистые облака».
Цель: учить детей приемам скатывания мягкой бумаги в комочки (шарики, находить сходства с пушистыми облаками.
2. Игры-эксперименты с мыльными пузырями «Праздник мыльных пузырей»
Цель: дать детям возможность весело понаблюдать за созданием мыльных пузырей, увидеть их сходство с формой шара, подбирать соответствующие определения (большой – маленький)
3. Чтение и обыгрывание отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-Полосатый»
Цель: ввести в игровой опыт детей персонажа котенка, обогащать игровой опыт, способствовать развитию замысла
Среда
1. Рисование цветными карандашами «Котята играют клубками».*
Цель: развивать сюжетно – игровой замысел, учить рисовать замкнутую форму в виде спирали (клубочка, использовать разные цвета карандашей.
2. Игра – развлечение «В гости к шарикам»
Цель:устроить для детей праздник, при этом побуждать детей называть форму, цвет и свойства шаров.
Четверг
1. Лепка «Колобок».*
Цель: учить самостоятельно лепить форму шара, манипулировать им в соответствии с ходом сказки, побуждать высказываться, вступать в диалог.
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: продолжать знакомить с предметами разной величины и формы.
Пятница
1. Коллективная изо. деятельность «Покатился Колобок».
Цель: создать коллективную работу, тем самым подвести итог тематической недели, обобщить представления детей о сказке и ее героях.
2. Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей и родителей.
Цель: Привлекать родителей к игровому и речевому взаимодействию с детьми группы. Побуждать детей вступать в диалог со взрослым, вызывать желание самостоятельно рассказывать эпизоды сказки, проявлять творчество.
Конспекты.
Вечер забав: «Игры с клубочками»
Задачи: продолжать знакомить детей с формой шара на примере клубка ниток.
Учить находить похожие на шар предметы в окружающем пространстве.
Развивать орудийную деятельность, моторику кистей рук, умение осуществлять зрительный контроль.
Обогащать пассивный словарь детей словами (клубочки, нитка, смотаем, покатим, круглые, красивые).
Закреплять основные цвета, побуждать детей произносить, находить и показывать их.
Ход игры: Воспитатель ставит на видное место корзинку с клубочками разной величины и цвета, берет в руки шар.
- детки, посмотрите, какой у меня шар, он круглый? (ответы детей, шар красивый? Что это у меня в руках (вопрос адресуется хорошо говорящим детям, да это шар.
- ребятки, а где еще есть шары? Пойдемте, поищем…
дети вместе с воспитателем находят корзинку с клубками.
- вот они, сколько шаров много…
воспитатель берет один клубок и невзначай роняет его, оставляя в руках нитку.
- ой, укатился шарик, да это не шарик, что же это такое? (ответы детей)
- это клубочки! Какие клубочки? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей (клубочки красивые, круглые, мягкие, теплые, пушистые)
Дети разбирают клубки для самостоятельной деятельности, воспитатель показывает способ обследования клубка (обхватить обеими руками, плотно прижать пальчики, погладить и помять клубок в ладошках) при этом воспитатель спрашивает, каждого ребенка, какого цвета тот взял клубок, побуждает детей называть другие качества и свойства. Далее игра приобретает самостоятельный характер, воспитатель контролирует, чтобы нитки клубков не разматывались слишком длинно (для обеспечения безопасной игры, помогает детям их смотать.
В конце игры клубочки собираются в корзинку, воспитатель еще раз проговаривает свойства и качества клубков, по возможности активизируя и привлекая детей к речевому взаимодействию.
Конструирование из мягкой бумаги «Пушистые облака»
Задачи: учить детей скатывать мягкую бумагу (салфетки) в шарообразные комочки. Закреплять впечатления, полученные в ходе наблюдения за облаками. Обогащать словарь детей словами: пушистый, круглый, как шарик; активизировать в речи детей словосочетания: облака пушистые, комочки белые, комочки круглые.
Материалы: основа для коллективной работы «Путешествие колобка» (на листе А2 расположена иллюстрация к сказке «Колобок», которую дети видели на занятии «Колобок»).
бумажной салфетки белого, голубого, желтого, розового цвета (на усмотрение воспитателя). Клей – карандаш.
Предварительная работа: наблюдение за облаками во время прогулки.
Ход занятия: воспитатель предлагает посмотреть на иллюстрацию к сказке «Колобок».
- ребятки, кто живет в этом домике? (ответы детей)
- дедушка и бабушка.
- кто от дедушки и бабушки укатился? (ответы детей)
- куда покатился Колобок? (ответы детей)
- ой, ребятки, а солнышко-то как ярко светит и Колобка что то не видно, наверное, Колобку жарко в лесу, как же нам ему помочь? Как от солнышка спрятать?
Вспомните, что на небе может солнышко закрыть, спрятать? (ответы детей)
- конечно тучки, облака.
- какие облака, вы видели на небе? (ответы детей, воспитатель обобщает все ответы детей.
- сделаем облака для Колобка, чтобы ему было не жарко по лесу гулять?
- посмотрите, какие легкие и пушистые у меня есть листочки бумаги (воспитатель подбрасывает, дует на четвертинки бумажных салфеток, тем самым подтверждает свои слова о свойствах бумаги,
- они очень похожи на легкие и пушистые облака, но только облака я видела округлые, как барашки кучерявые, сейчас я превращу салфеточку в круглое облачко (воспитатель сминает, сворачивает салфетку в ладонях, выполняя круговые движения, как при скатывании шарика).
- вот какое облачко у меня получилось (раскрывает ладони, перекатывает бумажный шарик из руки в руку).
- приклею облачко над дедушкиной избушкой (выполняется действие с проговариванием последовательности).
- маленькое облачко получилось, кто же мне поможет защитить Колобка от жарких солнечных лучиков? (дети охотно отзываются на призыв воспитателя)
Дети, выбирают четвертинки салфеток, скатывают шарики, воспитатель помогает наклеивать облака над дедушкиной избушкой, ниже солнышка. Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какой комочек у него получается, на какое облако похоже, поощряет желание назвать цвет, (оттенок, побуждает называть свойства (пушистое, круглое, как шарик)
В завершении работы воспитатель обращает внимание детей на то, какое большое и пушистое облако получилось, хвалит каждого ребенка, отмечая его облако.
Из леса на дорожке появляется Колобок, он весело поет свою песенку, тем самым благодарит детей за помощь.
Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Усатый – полосатый».
Задачи: предварительная работа по изобразительной деятельности, познакомить детей с образом котенка, показать его изображение на иллюстрации.
Закреплять основные цвета. Показать способ рисования спиралевидной формы, напомнить при этом форму шара, его свойства и величину. Способствовать развитию замысла, развивать моторику кистей рук.
Вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение.
Обогащать словарный запас детей, активизировать речь.
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола накрытого листом бумаг формата А1. Воспитатель берет книгу и приглашает детей послушать уже знакомое произведение. Показывает иллюстрацию котенка, спрашивает какой котенок, что он делает.
- куда же попал котенок? Читается отрывок «…Не было в доме мышей…»
после окончания чтения воспитатель как бы рассыпает карандаши по столу.
- ой, что случилось с карандашами? Кто их рассыпал?
Воспитатель берет один карандаш и начинает рисовать.
- нарисую я лучше клубочек, что бы было с чем котенку играть (выполняет круговые движения, закручивая спираль)
- вот какой клубочек у меня получился, а вы, ребятки, хотите нарисовать клубочки для котенка, что бы он больше не трогал папины карандаши?
Дети выбирают карандаши со стола, начинают рисовать, воспитатель уточняет, какого цвета карандаш взял каждый ребенок. По ходу рисования воспитатель спрашивает, какой клубочек получился (круглый, красивый, большой или маленький и т. д.)
Важно показать детям возможность починки карандашей, для формирования уверенности при рисовании карандашами.
Игры – эксперименты «Праздник мыльных пузырей».
Задачи: закреплять у детей представление о шаре, учить видеть его в мыльном пузыре.
Вызвать эмоциональный отклик, восторг от появления мыльных пузырей, создать атмосферу радости, общего веселья, желание веселиться вместе со сверстниками и взрослыми.
Активизировать речь детей, закреплять понятия (большой – маленький) вводить их в активную речь.
Материалы: мыльные пузыри, колечки для выдувания мыльных пузырей и трубочки для коктейлей по числу детей, тарелка, баночки с мыльным раствором для самостоятельной деятельности детей (одна на 2-3 детей). Игру целесообразно проводить совместно с помощником воспитателя для обеспечения безопасности и поддержания чистоты около игровых столиков.
Ход игры: дети сидят полукругом вокруг небольшого столика, на котором находится тарелка, воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится в тарелке (она пустая, воспитатель с таинственным видом наливает в нее мыльный раствор, приглашает детей полюбоваться чудом, начинает осторожно надувать мыльный пузырь в тарелке.
- что это такое получается?
- это мыльный пузырь!
- ой, какой он большой получается!
Воспитатель спрашивает детей, какой мыльный пузырь получился в тарелке, добиваясь ответа у большинства детей.
Далее воспитатель пускает маленькие мыльные пузыри, называет их величину, спрашивает у детей, какие мыльные пузыри к ним прилетели (маленькие, легкие)
- ребятки, а мыльные пузыри какие, круглые? (ответы детей)
- да они круглые, они шарики.
- какие мыльные пузыри у вас получаться? Будем раздувать мыльные шарики?
Дети получают трубочки для коктейлей и самостоятельно надувают мыльные пузыри.
Задача воспитателя следить за безопасной игрой детей, для этого им необходимо предоставить достаточное количество емкостей с мыльным раствором и достаточное место для движения.
Игра – развлечение «В гости к шарикам»
Задачи: закреплять представления детей о форме шара, уметь находить его в окружающем пространстве.
Упражнять в определении величины предмета, называть ее (большой, поменьше, маленький).
Создать веселую атмосферу, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Материалы: мячи разного размера (от теннисного до фитбола, воздушные шары разного цвета, но круглой формы, сухой бассейн с пластмассовыми шариками; возможны украшения или композиции для оформления помещения, сделанные из воздушных шаров. Игру целесообразно проводить совместно с помощником воспитателя, кого то из родителей, для обеспечения безопасности.
Ход игры: воспитатель предлагает детям пойти в гости к шарикам, дети входят в группу (зал) и попадают в пространство насыщенное шарами. Дается время, для того чтобы дети осмотрелись, адаптировались к необычным условиям.
- куда мы пришли, ребятки? (ответы детей)
- мы в гости к шарикам пришли…Сколько здесь шариков… Сколько, детки, шариков? (ответы детей)
Воспитатель берет в руки фитбол, уточняет какого размера этот шар. Обобщает ответы детей («Да, это большой шар, очень большой шар», так же проходит обследование теннисного шарика, резинового мяча, при назывании величины предмета, воспитатель побуждает детей повторять величину мяча, (большой, поменьше, маленький, так же напоминать о том, что мяч круглый, как шар.
- много шариков… Будем с шариками играть? Будем!
- как будем с шариками играть? (ответы детей)
- будем шарики катать, будем шарики кидать, будем в шариках купаться…
Воспитатель проговаривает действия, выполняет их, тем самым, приглашая детей к самостоятельным действиям.
Во время игры, индивидуально идет разговор о свойствах и качествах шара, выполняемых действиях, уточняется цвет. На прощание дети получают воздушные шары в подарок.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Задачи: Продолжать знакомить детей с формой шара и куба, выявлять их различия, развивать тактильные анализаторы, умение на ощупь определять форму предмета, называть ее. Активизировать речь, называть величину и цвет предмета, обогащать игровой опыт детей.
Материалы: Волшебный мешочек, наполненный кубиками и шарами трех величин, разных цветов.
Ход игры: воспитатель приглашает детей поиграть, демонстрируя при этом красивый мешочек.
- кому показать, что прячется в мешочке? Дети собираются во круг воспитателя.
Воспитатель опускает руку в мешочек (демонстрирует правила игры, смотреть в мешочек нельзя).
- что же там лежит? (выбирает предмет). Что же это такое гладкое, круглое, может это шар? (достает шар). Да это шар! Я достала красный шар.
Предлагает рядом сидящему ребенку достать предмет из мешочка.
- а что, Катя, достанет из мешочка? (воспитатель проводит анализ, побуждает ребенка назвать предмет, цвет, форму, величину).
Воспитатель дает возможность каждому ребенку достать предмет из мешочка. Предметы располагаются в группы по форме, проводится анализ.
- что здесь лежит? (ответы детей: шарики)
- шарики круглые? Они катятся? Есть у шара уголки? (побуждает детей повторять определения).
Также проводится анализ обследования куба.
Предметы вновь помещаются в мешочек, игра возобновляется. При этом, воспитатель побуждает детей называть дольше признаков предметов. Поощряет детей, которые самостоятельно называют больше признаков.
Игра – инсценировка «Колобок»
Задачи: привлекать родителей к совместной игровой и речевой деятельности с детьми в группе, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие с взрослыми. Создать доброжелательную атмосферу между детьми и взрослыми. Активизировать речь детей, упражнять в диалогической речи, побуждать передавать содержание сказки.
Материалы: коллективная работа «Путешествие Колобка», плоскостные фигурки героев сказки.
Ход игры: вечером, по мере прихода родителей (или заранее договорившись с кем-то из родителей) воспитатель предлагает вниманию детей инсценировку сказки «Колобок», которая проводится на фоне коллективной работы «Путешествие Колобка».
Родители и дети выбирают роли героев сказки, и проигрывают эпизоды
сказки, по мере появления родителей, сказка может возобновляться, менять сюжет, концовку сказки, дети и родители могут менять, проявляя речевое и игровое сотворчество.