Марина Громова
Цикл дыхательной гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика для детей раннего и и младшего дошкольного возраста
Тюльган 2014
Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача взрослых – сохранить ее здоровой.
Публикация «Цикл дыхательной гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. .Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Основной комплекс дыхательных упражнений
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
Повторить 4-5 раз.
«Вертушка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
Оборудование: вертушка.
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Веселая вертушка
Ведет меня к реке,
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
Повторить 3-4 раза.
«Дудочка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование: дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.
Повторить 4-5 раз.
«Снежинки»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные снежинки.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
Повторить 4-6 раз.
«Часики»
Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
Оборудование: игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои,
Идут часы вот так!
Как часики стучат?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
Тик-так, тик-так!
Повторить 4-6 раз.
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
Как мыши пищат?»
Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
Оборудование: игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
Повторить 3-4 раза.
«Птичка»
Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай.
Улетела птичка…Ай!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
Повторить 4-5 раз.
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания.
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5—6 раз).
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).
Дыхательная гимнастика по методу
А. Н. Стрельниковой
Освоение комплекса гимнастики Стрелъниковой необходимо начинать с трех первых упражнений: «ладошки», «погончики», «насос». Все упражнения можно выполнять под ритмичную музыку.
Каждый последующий день можно осваивать по одному новому упражнению.
Занятия проводятся два раза в день – утром и вечером.
• Отдыхать необходимо после каждых 8 или 16 вдохов-движений по 3–5 секунд.
• На каждом занятии необходимо выполнять весь освоенный комплекс.
• Гимнастикой Стрелъниковой можно заниматься детям с 3–4 лет.
Примерная схема нагрузок дыхательной гимнастики Стрельниковой
1–3 день
1. Повороты головы 2 x 8 =x 3 = 48
2. Обними плечи 2 x 8 =x 3 = 48
3. Насос 2 x 8 =x 6 =
4. Кошка 2 x 8 =x 6 =
Всего: 300 движений (5–6 мин, в день – 600 движений.
4–6 день
1. Повороты головы 4 x 3 =x 2 = 64
2. Ушки 4 x 8 = 32
3. Сведение рук 4 x 8 =x 3 = 96
4. Насос 4 x 8 = 32
5. Сведение рук с головой назад 4 x 8 = 32
6. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
Всего: 600 движений (9–10 мин, в день – 1200 движений.
7–9 день
1. Повороты головы 4 x 8 =x 3 = 96
2. Ушки 4 x 8 =x 3 = 96
3. Малый маятник 4 x 8 =x 1 = 32
4. Сведение рук 6 x 8 =x 2 = 96
5. Насос 6 x 8 =x 4 = 192
6. Сведение рук с головой назад 4 x 8 =x 3 = 96
7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
Всего: 700 движений (10–11 мин, в день – 1400 движений.
10–12 день
1. Повороты головы 4 x 8 =x 3 = 96
2. Ушки 4 x 8 =x 3 = 96
3. Малый маятник 4 x 8 =x 2 = 64
4. Сведение рук 8 x 8 =x 2 = 128
5. Насос 8 x 8 =x 3 = 192
6. Сведение рук с головой назад 6 x 8 =x 2 = 96
7. Кошка 4 x 8 =x 2 = 64
8. Большой маятник 4 x 8 =x 1 = 32
Всего: 800 движений (12 мин, в день – 1600 движений.
13–15 день
1. Повороты головы 6 x 8 =x 2 = 96
2. Ушки 6 x 8 =x 2 = 96
3. Малый маятник 6 x 8 =x 2 = 96
4. Сведение рук 6 x 8 =x 1 = 48
5. Насос 6 x 8 =x 3 = 124
6. Сведение рук с головой назад 10 x 8 =x 3 = 240
7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
8. Большой маятник 6 x 8 = 48
Всего: 900 движений (13 мин, в день – 1800 движений.
16–18 день
1. Повороты головы 6 x 8 =x 2 = 96
2. Ушки 6 x 8 =x 2 = 96
3. Малый маятник 6 x 8 =x 2 = 96
4. Сведение рук 12 x 8 =x 2 = 192
5. Насос 12 x 8 = 96
6. Сведение рук с головой назад 12 x 8 =x 3 = 288
7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
8. Большой маятник 8 x 8 =x 2 = 128
Всего:1000 движений (14–15 мин) в день – 2000 движений.
Когда организм адаптируется, можно ввести и третью дневную тренировку.
П р и м е ч а н и е. Рекомендуем заниматься утром и вечером за 1,5 часа и перед сном.