Наталья Тихонина
Цикл бесед по сюите К. Сен-Санса «Карнавал животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа 1
Сен-Санс «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Кенгуру», «Петух и куры».Программное содержание:
- Заинтересовать приглашением в необычный зоопарк.
- Познакомить с музыкальными образами животных (Лев, Кенгуру).
- Развивать воображение при передаче их образных особенностей.
Ход:
Музыкальный руководитель показывает детям большой билет, на котором нарисованы звери. (Беседа о том, что детям прислали билет. Куда можно пойти по такому билету). (Ответы, предложения детей).
Музыкальный руководитель обращается к детям:
Публикация «Цикл бесед по сюите К, Сен-Санса „Карнавал животных“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Темочки
- Ребята, а кто из вас знает, что такое зоопарк? Вы бывали там? (Разговор о том, что видели в зоопарке.
Использовать стихотворение Маршака “В зоопарке”. А хотите пойти со мной в зоопарк, только не простой, а музыкальный?
- Написал музыку к нашему шутливому зоопарку французский композитор К. Сен-Санс. Когда он был таким маленьким, как вы, очень любил прислушиваться к звукам, которые его окружали. Вот скрипнула дверь, а вот забулькал, закипел чайник. Это умение слушать и слышать звуки и помогли ему сочинять прекрасную музыку.
- С кем же мы познакомимся в первую очередь? Конечно, с царем всех зверей, с грозным и прекрасным Львом. Он ходит, грозно и страшно рыча. Поэтому композитор подарил ему “Королевский марш”.
(Слушать, обратить внимание на “рычание”, изображенное в музыке).
- А вот следующая пьеса шутливая, без улыбки ее и слушать невозможно.
И называется “Куры и Петухи” (слушаем). Вы узнали куриное кудахтанье? Бестолковые, суетливые куры кудахчут, перебивая друг друга и вдруг. замолкают. (Дети слушают). Кто пришел к нам в гости?
(Петух). Любимец курятника гордо поет, вышагивая между своих подружек - кур (дети слушают). Правда, очень смешная картина.
- А следующее животное, появившееся в нашем музыкальном зоопарке, вам и не знакомо. Это житель теплых стран и называется «Кенгуру».
(Небольшая беседа, с показом изображения).
- В музыке К. Сен-Санса Кенгуру очень смешная. Суетливо прыгает,
потом замедляет прыжки, останавливается и оглядывается по сторонам. (Дети слушают музыкальную иллюстрацию и затем пытаются передать образ Кенгуру в движении).
- К сожалению, прогулка наша заканчивается, а сколько еще зверей ждут нас в гости! На следующей встрече познакомимся и с ними.
Беседа 2
Сен-Санс «Карнавал животных»: “Петух и Куры”, “Слон”, “Лебедь”
Программное содержание:
- Продолжать знакомство с новыми музыкальными персонажами “Петухи и Куры”, “Слон”, “Лебедь”
- Активизировать речь детей, поощрять высказывания по поводу услышанного.
Ход:
Музыкальный руководитель обращается к детям:
- Ребята, а вы не забыли, куда мы отправимся сегодня? Да, мы продолжаем знакомство с животными из музыкального зоопарка К. Сен-Санса - французского композитора (показ портрета композитор). А давайте вспомним, с кем мы уже знакомы, кто стал нашими друзьями?
Дети слушают короткие отрывки из пьес цикла “Лев”, Кенгуру”, “Куры и Петух”, определяют название, изображают в движении образы животных. (Это задание должно даваться динамично, уложиться в короткий промежуток времени).
- И, конечно, наш зоопарк не может обойтись без большущего, тяжелого, неуклюжего Слона.
У композитора Слон танцует. вальс, неуклюже у него получается, но ведь это цирковой Слон (иллюстрация), он должен все уметь. (Дети слушают музыку, высказываются по поводу услышанного).
- А вот теперь совсем другая картинка. В нашем зоопарке есть голубое озеро, и живет на этом озере, в домике, изумительной красоты Лебедь.
Только проснутся первые лучи солнца, Лебедь гордо выплывает из домика, как будто говорит: “Полюбуйтесь на меня, посмотрите на мою красоту”. Дети слушают музыку. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на фон произведения, напоминающий легкий всплеск воды.
Беседа 3
Сенс-Санс пьесы “Черепахи”, “Аквариум”, “Финал” из цикла «Карнавал животных»
Программное содержание:
- С помощью музыки и ярких наглядных средств поддерживать интерес к пьесам
цикла (“Черепахи”, “Аквариум”, “Финал”).
- Проявить творчество и фантазию при создании образов животных.
Ход
Музыкальный руководитель обращается к детям:
- Мы сейчас побываем в необычном музыкальном зоопарке. А помажет нам французский композитор. (Ответы детей).
- И первая наша встреча с.
“Быстро прячется от страха,
В панцирь твердый. ” (Черепаха)
Вот еще смешное стихотворение написала Н. Юркова:
Черепаха приползла,
В море синее вошла,
Даже панцирь не сняла -
В нем по морю поплыла.
В это время плавала
В синем море Камбала.
Удивилась: - Это кто
В море плавает в пальто?
Дети слушают небольшой отрывок из пьесы “Черепахи”.
- Обратите внимание, ребята, как точно передает композитор неловкие движения черепах, даже немного подсмеивается над ними (дети слушают музыку и изображают “Черепах” в движении).
Музыкальный руководитель:
- А теперь послушайте музыку. Волшебная, завораживающая музыкальная картина. Может быть, мы сами дадим ей название? (Беседа с детьми о характере музыки, изобразительных средствах. Соединить зрительные и звуковые впечатления. На этой основе попытаться найти точный, близкий к авторскому ответ.)
- К. Сен-Санс назвал эту музыкальную картину “Аквариум”. Еще раз удивимся, как точно передал композитор игру воды волшебным звучанием, музыка словно переливается и искрится. (Дети слушают музыку).
- И, наконец, праздник в нашем музыкальном зоопарке. Веселый, яркий танец исполняют наши старые знакомые. (Слушание “Финала”).
Далее, по мере прослушивания “Финала”, идет узнавание знакомых тем предыдущих пьес, которые, как карнавальные маски, мелькают в последней части цикла.
- А хотите и вы, ребята, закружиться в быстром, веселом танце вместе с нашими героями? Берите шапочки полюбившихся вам животных, и праздник продолжается (дети танцуют под финальную часть цикла).
Беседа 4
Сен-Санс «Карнавал животных»
Программное содержание:
- На основе музыкально-дидактических игр закреплять музыкальный опыт детей.
- Поощрять самостоятельность, эмоциональное восприятие музыки.
- Развивать детское воображение, фантазию, умение передавать образы
животных в движении, с помощью мимики.
Ход
Музыкальный руководитель обращается к детям:
- Ребята, на прошлых встречах мы познакомились с животными из музыкального зоопарка. А кто написал музыку, такую красивую, и шутливую, и необычную (ответы детей).
У нас сейчас тоже будет свой маленький “зоопарк”
(Дети надевают «медальки» с изображением зверей)
Музыкально-дидактическая игра “Веселые зверята”
Ход игры:
Под финальную часть цикла дети поскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки - считалка:
В зоопарке зверям - деткам
Тяжело сидеть по клеткам.
Клетку, музыка, открой,
Веселись, пляши и пой.
После считалки звучит музыкальный фрагмент, и ребенок с медалькой “услышанного” животного изображает его в движении, передвигаясь по кругу.
- Вот и снова мы вспомнили музыку композитора К. Сен-Санса, и она помогла нам поиграть и провести время весело и интересно