Светлана Котихина
Цифровизация дошкольного образования: возможности и риски
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая среда делает дошкольный образовательный процесс более наглядным, формирует информационную культуру ребенка, стимулирует развитие мыслительно-аналитических, исследовательских способностей.
Цифровые технологии становятся важнейшим средством в работе и помогают воспитателям дошкольных образовательных учреждений структурировать материал, облегчают работу по поиску информации, дают возможность легкого использования иллюстраций, аудио-видео и анимационных эффектов, позволяют реализовывать личностно-ориентированный подход.
Публикация «Цифровизация дошкольного образования: возможности и риски» размещена в разделах
Уже сейчас есть дошкольные образовательные организации, в полной оснащенные компьютерами и даже компьютерными классами, но до сих пор нет единой методики использования цифровых технологий в дошкольном образовательном учреждении. Компьютер становится частью дошкольной образовательной среды.
Современный воспитатель должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды. То, каким будет будущее дошкольной образовательной среды – неизвестно, но уже сейчас видно, что дошкольные образовательные учреждения – активные участники цифровых перемен современного общества.
Вопрос о проблеме и риске цифровых технологий остается открытым до сих пор. К плюсам использования цифровых технологий в образовании обучающихся можно отнести следующее: учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть более удачным, продуктивным, если будет применены компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического материала; использование компьютера как средства показа наглядного материала повышает интерес детей к занятию и более того, такой способ передает образный тип информации, который хорошо понятен для обучающихся.
С какими сложностями сталкиваются воспитатели? Воспитатели не могут знать всех деталей, как работает технология. Они задействуют лишь малую часть потенциала цифрового мира. Дети принадлежат новому миру гаджетов, а воспитателям приходится его изучать. Но есть риски в использовании цифровизации. Самый главный риск, который недооценивают взрослые, это цифровая зависимость. Цифровая зависимость проявляется наиболее ярко и имеет дальнейшие серьезные исходы, если развивается в раннем, дошкольном возрасте. Дети очень быстро попадают под зависимость от виртуального мира, гаджетов, компьютерных игр.
Использования цифровых технологий – это потенциальный вред здоровью. Ведь не секрет, что современный ребенок и без того очень много времени проводит за телевизором, компьютером и прочими гаджетами, что приводит к повышенной нагрузке на нервную систему, позвоночник и особенно зрение. Поэтому построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами.
«Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для воспитателя, а без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет. Каждый день воспитатели наполняют рабочий процесс, используя новые возможности.
Можно с уверенностью сказать, что цифровизация – это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу в дошкольном образовательном учреждении.