Лучший педагог года

Цифровизация дошкольного образования: перспективы и риски

Любовь Моисеева
Цифровизация дошкольного образования: перспективы и риски
▼ Скачать + Заказать документы

Современным трендом нынешней системы образования являются персонализация и цифровизация, которые требуют от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствование своих компетенций.

Цифровизация в системе образования требует от педагога совершенствования старых навыков и развития новых компетенций, преобразования содержания образовательного процесса путем включения цифровых технологий.

Публикация «Цифровизация дошкольного образования: перспективы и риски» размещена в разделах

Цифровизация детского сада как самостоятельный процесс, а также как часть процесса цифровизации системы образования, связана с усовершенствованием системы образования. На современном этапе одним из требований времени является необходимость эффективного использования цифровых технологий для формирования единой информационной среды сферы образования.

Детям XXI в. необходимо научиться пользоваться возможностями цифровых технологий без ущерба для собственного психического и физического здоровья. У дошкольников важно сформировать навыки, позволяющие им в будущем ориентироваться в потоке информации, свободно чувствовать себя в работе с гаджетами и цифровыми устройствами, соблюдать правила безопасного взаимодействия в цифровом пространстве, а также организовывать совместную деятельность на основе сотрудничества (коллаборации).

Цифровой детский сад — это своего рода цифровая экосистема, открытая, доступная и устойчивая, направленная на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы. Важной особенностью данной экосистемы является ее персонализированный характер взаимодействия между педагогом и воспитанниками, основанный на анализе образовательных запросов и потребностей участников экосистемы.

Основное требование к цифровой образовательной экосистеме — ее постоянное обновление.

Задачей цифрового детского сада является создание цифровой среды, ориентированной на развитие компетенций воспитанников для реализации в современном мире.

Цифровая среда ДОО — это различные лаборатории, профессиональное оборудование, компьютеры, электронные образовательные системы, онлайн-платформы, разнообразные технологии обучения, пространство для коммуникации, творчества и игры дошкольника.

Работа с детьми дошкольного возраста специфична. Среда, занятия, досуговые мероприятия — все должно быть привлекательным, гибким, ярким и эмоциональным. Благодаря цифровым устройствам, гаджетам, цифровым образовательным платформам процесс жизни ребенка в ДОО становится разнообразным и запоминающимся. Но нельзя забывать, что цифровая среда — это лишь условие обучения, она не может и не должна заменять педагога. Она призвана помочь педагогу организовать учебно-воспитательный процесс с наименьшими ресурсными потерями. Кроме того, важно уметь организовывать цифровое пространство и соблюдать все правила безопасности работы с цифровыми устройствами (учитывать возраст детей, время работы с техникой, осуществлять смену видов активностей, организовывать работу согласно санитарно-эпидемиологическим предписаниям).Цифровой детский сад — это еще и возможность организации работы с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате. Цифровая образовательная экосистема позволяет не только создать полезные, интересные, развивающие и увлекательные занятия для воспитанников, но и организовать процесс взаимодействия с родителями на более качественном уровне.

Рассмотрим риски и возможности этого процесса.

Какие возможности открывает внедрение цифровизации дошкольного образования? Это прежде всего:

1. Вовлеченность детей в обучение. Повышение интереса, внимания. Есть масса вариантов заинтересовать ребенка: интерактивная доска, обучающие роботы.

2. Возможность моделирования различных ситуаций, которые сложно понаблюдать в жизни (например, изучение космических объектов).

3. Приучение к самостоятельности детей. Получив необходимы объем знаний, ребенок может действовать самостоятельно, тем более, с подключением обратной связи при правильном-неправильном выполнении задания.

4. Экономия. Снижение времени на поиск информации.

5. Развитие творчества педагога и дошкольника. Педагог в работе с детьми творчески подходит к подаче материала с использование ЭСО, используя в своей деятельности озвучку, анимацию, цифровые эффекты, 3Д-моделирование и др. Использование же интерактивного оборудования открывает для ребенка возможности создания творческих проектов.

Однако следует отметить и восемь основных проблем развития

цифровизации ДО :

1. Во-первых, Доступность. В условиях развития цифровизации есть регионы, которые до сих пор не обеспечены сетью интернет или обеспечены мало скоростным интернетом.

2. Следующая проблема - Оснащенность. Для развития доступной и гибкой цифровой среды в ДОО необходимы специальное оборудование и современная техника, что не каждое учреждение может себе позволить.

3. Готовность педагогического коллектива. Для развития цифровых компетенций у ребенка педагогу необходимо, прежде всего, сформировать данные компетенции у себя. Умение работать с техникой, выбирать обучающую информацию, создавать виртуальные занятия и проводить их - это умения, которыми должен обладать педагог (Профстандарт педагога).

4. Новизна и современность программ. Информация в современном мире быстро обновляется. Важно разрабатывать и внедрять новые цифровые программы, игры, образовательный контент. а сейчас еще и проблема с обновлением программного обеспечения от санкций.

5. Бесконтрольное включение детей в цифровое пространство. Необходимо системное и планомерное обучение.

6. Вред здоровью. Работа с клавиатурой и планшетом может привести к изменению физиологии пальцев, могут поменяться строение костей, суставов, мышц. Снижение слуха из-за наушников, ухудшение зрения от мониторов, от сидячего образа жизни -нарушение состояния мышц, осанки, сколиоз. Гиподинамия. Психологическая зависимость. Проблемы с речью, деградация речи. Кибербуллинг.

7. Как ни парадоксально звучит, но еще один минус это снижение мыслительной и разумной деятельности. Порой мы перестаем использовать арифметические и логические действия, чтобы найти ту или иную информацию, анализировать и принимать решения при дефиците информации. Теперь нам достаточно ввести запрос и информация появляется на экране.

8. Плохая социализация. Погружение в виртуальный мир, Неумение общаться «вживую». Отсутствие желания познавать мир из вне, страх публичного выступления. Снижение эффекта взаимодействия взрослого и ребенка при нерациональном использовании ЭОР. (Взрослый дал ребенку планшет или телефон и свободен). Теряется воспитательная роль взрослого. Ведь воспитание предполагает «социальную ситуацию развития» (Выготский Л. С.).

В заключении, все же отмечу, что необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении.

Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает ребенку, задумываться, о рациональности их использования.

Список литературы

1. Комарова И. И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации. // Современное дошкольное образование. – 2018.- №8 (90).- С.

2. Маниковская М. А. Цифровизация образования : вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2.

3. Морозов А. В., Самборская Л. Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6.

4. Интернет- источник: https://studme.org/418093/pedagogika/tsifrovoy_detskiy_problemy_perspektivy_razvitiya

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4 4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы..

Консультация для родителей детей подготовительной группы по теме «Интернет: риски и угрозы». Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективыСовременные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цифровизация дошкольного образования: перспективы и риски
Опубликовано: 23 августа 2023 в 20:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цифровизация дошкольного образования: перспективы и риски» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД