оксана беккер
«Чудесный мяч». Мастер-класс по формированию у дошкольников основ ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по формированию у дошкольников основ ЗОЖ
Переход на новый качественный уровень развития дошкольного образования не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Одна из таких технологий, которую мы хотим представить Вашему вниманию является технология работы с одним предметом.
Преимущество данной технологии в том, что она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения, опирается на личный опыт ребёнка, обеспечивает открытость дошкольного образования и направлена на развитие всех образовательных областей. Это социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Публикация «„Чудесный мяч“, Мастер-класс по формированию у дошкольников основ ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мяч, мячик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2017
И сегодня на примере одного предмета, мы совместно с Вами постараемся задействовать данные образовательные области, причём направлены они будут на формирование здорового образа жизни наших детей. А вести и поддерживать здоровый образ жизни, в первую очередь, должны мы, взрослые, чтобы быть примером для своих детей, которые стремятся подражать нам во всём. Поэтому одной из главных задач каждого детского сада является развитие психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
- Так что же это за предмет, спросите Вы! Сейчас узнаете.
Люди бьют его руками,
Головою и ногами,
Клюшкой по траве катают,
В сетку и кольцо кидают,
Вверх взлетает птицей вольной
И ему совсем не больно.
В лоб ударит, ты не плачь.
Называется он… (Мяч!)
- Да, это, казалось бы на первый взгляд, самый обычный, простой мяч. Но не так уж он и прост, как кажется на первый взгляд. Ведь не случайно, игры с мячом – это любимый вид деятельности дошкольников, они отличаются выраженным эмоциональным характером и являются лучшим средством в профилактике и лечении опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания и пищеварения.
- А знаете ли Вы, уважаемые гости, откуда к нам пришёл мяч?
Ведь внося детям какой-либо предмет мы сперва знакомим их с интересными фактами, историей возникновения того или иного предмета.
- Две тысячи лет тому назад, в Риме, учитель гимнастики, а звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь.
Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и снова отскакивал!
"Идея!” - воскликнул Атциус и купил пузырь. Дома он обшил его чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и… уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит обладал волшебной силой.
Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такие мячи использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола.
Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». Материалы для мячей в разных странах использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая — круглая. С одним только исключением. Мяч для регби — овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.
- С тех пор изобрели много мячей и выбор их на сегодняшний день достаточно широк: они различного цвета, размера и качества.
- Уважаемые родители, вспомните и назовите, какие бывают мячи? (футбольные, мягкие, твёрдые, большие, маленькие, резиновые, баскетбольные, кожаные, круглые.). (На каждый ответ раздать ёжик-мячик).
- Да, в настоящее время выбор мячей достаточно разнообразен. Мячи бывают большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые, могут быть сделаны из разного материала. Но почему же они все умеют летать, прыгать и катиться? (круглые и внутри они все заполнены воздухом).
- А теперь у кого в руках оказался мяч, я попрошу выйти ко мне.
Покажите свои мячики. Скажите, а чем они отличаются от обычных мячей? (у них есть шипики, это массажные мячи).
- Такие массажные мячи называют мячами-ёжиками. Применение их в такой образовательной деятельности, как речевое развитие даёт достаточно положительные результаты, так как такие мячи отвлекают ребёнка от речевого дефекта и способствуют речевому развитию.
Кроме своих стандартных функций игрового предмета, они массируют кончики пальцев ребенка, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках, подготавливая кисти руки ребёнка к письму.
- Итак начнём играть. Повторяйте все движения за мной.
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И немножко поиграем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)
А другой - прижмём слегка. (рукой прижимаем мячик)
Мы немножко покатаем… (рукой катаем мячик)
И иголки посчитаем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
«Ежика» в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем к себе)
- Ёжик, ёжик, покажись!
Кошка убежала. (показывают ёжика)
- Нет это не ёжики, это маленькие колючие мячики. А что надо сделать, для того чтобы они превратились в одного большого колючего Ёжика? (выложить).
- Выкладывайте!
- Посчитайте, сколько мячей вы использовали, чтобы у вас получился вот такой ёжик.
- Что еще можно выложить при помощи мячей?
-Я предлагаю вам посоветоваться и показать нам, что у вас получилось.
- Такой приём способствует развитию общения и взаимодействия детей друг с другом, умению работать в паре, в группе, в коллективе, взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, учитывая при этом интересы и потребности других, и что, не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга и стимулирует развитие мышления.
- Что, устали ваши глазки?
В руки мячики возьмите,
Мячик к носу поднимите и на мячик посмотрите.
Близко к носу поднесём, дальше руку отведём.
Глазки занимаются, здоровья набираются.
- Мячики у нас устали
И в корзинку побежали (положить мячи в корзинку).
- Как Вы уже сказали, уважаемые гости, мячи бывают разные, но всех их объединяет одно - с каждым из них хочется поиграть, побегать, порезвиться и даже покричать. А ведь всё это бесценно по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития, что ведёт к здоровому образу жизни.
- И сейчас мы с вами продолжим укреплять наше здоровье с помощью игр с мячом.
1. - Возьмите ткань за петельки и натяните её. Хотим обратить ваше внимание, что такое оборудование для игры с мячами изготовлено из старого пляжного зонта, у которого отломились спицы и он уже совершенно непригоден. Мы только пришили петельки и вырезали лунки, к которым пришили кармашки, чтобы мячи не рассыпались.
- И так, начнём играть.
"Не попадись!" (кладем мяч в центр купола и поворачиваем его так, чтобы мяч не попал ни в одну из лунок). Игра развивает внимание, глазомер, умение чувствовать друг друга, соотносить собственные действия с действиями товарищей.
2. "Попади в домик".
- В центр выкладывается 8 мячей, по количеству лунок. Надо отправить каждый мяч в лунку.
Игра развивает ловкость, быстроту реакции, умение слышать друг друга.
3. "Поймай мячики!" Выкладываем мячи на купол, подкидываем их и ловим.
Такая игра способствует снятию эмоционального напряжения.
Вывод: Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
- Беру обычный старый обшарпанный мяч.
- Посмотрите, и скажите, какой у меня мяч! (старый, облезлый, некрасивый.). А почему он таким стал? (с ним много играли). Значит, самое главное, он ещё, какой? (любимый).
Он не только любимый, а ещё и сказочный!
Сейчас я начну сказку, а вы продолжите:
- Жил-был самый простой обычный мяч. Он был никому не нужен и лежал в кладовке на самой верхней полке. Как-то раз наскучило ему там лежать. "А ведь я ещё много чего могу!" - воскликнул мяч. "Я ещё всем докажу, какой я ловкий, смелый, прыгучий и что со мной можно заниматься спортом!".
Выпрыгнул старый обшарпанный мяч из кладовке и покатился по дорожке. (взрослые по цепочке придумывают продолжение сказки).
- Довольно часто мы с детьми сочиняем подобные сказки о том или ином предмете, который нас заинтересовал в данный момент. Такой приём развивает у ребенка не только воображение, речь, обогащает словарный запас, но и способствует общению детей друг с другом, желание вступить в диалог, умение слушать и слышать собеседника. А ещё подобная сказка вызовет желание у детей поиграть с мячом, что способствует гармоничному, правильному и здоровому развитию.
- Да, замечательная сказка получилась! Сегодня мы узнали об истории возникновения мяча, поиграли с мячами, сделали массаж при помощи мячей-ёжиков, выкладывали предметы при помощи мячей, сочинили все вместе интересную сказку о старом мячике.
А вот интересно, что же ещё можно сделать при помощи мяча? (рисовать).
- Мячом можно рисовать и мы вас сейчас этому научим!
(рисование мячами на ткани)
- Сегодня мы продемонстрировали вам, как с помощью одного предмета, в данном случае это был мяч, можно организовать различные виды деятельности, задействуя все образовательные области, которые были направлены на формирование здорового образа жизни.
- Ведь сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в детском саду невозможно в отрыве от семьи. Совместные спортивные мероприятия позволяют лучше узнать своего ребёнка, получить знания об организации физического воспитания в семье, показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту.
- И закончить нашу встречу хотелось бы приятными впечатлениями.
У меня в руках вот такой хрустальный шар. Сейчас мы будем передавать шар по кругу и каждый из вас произнесёт пожелание, комплимент либо свои впечатления, ощущения от сегодняшней встречи.
- А нам хотелось бы, что придя домой, вы взяли в руки мяч и показали своей семье, что нового вы взяли для себя сегодня на данном мероприятии, главной задачей которого было, показать Вам, как можно и дома, в домашних условиях продолжать укреплять здоровья детей, развивать их физические способности и эмоциональное благополучие.
- А эти буклеты прибавят вам оптимизма и желания продолжать вести здоровый образ жизни Вам и вашим близким!
- Спасибо за внимание!