Юлия Вартанова
План работы во второй младшей группе «Чудесный мир шашек»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы во второй младшей группы
«Чудесный мир шашек»
Воспитатель: Вартанова Юлия Николаевна
Пояснительная записка.
1. Актуальность. Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, городские турниры в детских садах).
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
2. Цель, задачи. Цель программы:
Создание условий для социально - личностного и интеллектуального развития дошкольников, через обучение игре в шашки, привитие интереса к игре.
Задачи: Обучающие:
- Обучение технике игры в шашки;
- Ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания;
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- Прививать навыки самодисциплины;
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Коррекционные:
-помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее,
-учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
3. Методические принципы:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности.
Дидактические принципы:
• Принцип деятельности: дети добывают знания в процессе собственной умственной деятельности.
• Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения игре в шашки.
• Принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
• Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
• Принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
• Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
• Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
4. Возраст детей. Многочисленные исследования доказывают, что шашки и шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов- в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль-7 лет). Моя программа рассчитана на детей 3-4 года.
5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу обучения дети должны знать:
• Шашечные термины : белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
• Правила хода.
К концу обучения дети должны уметь:
• Ориентироваться на шашечной доске;
• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
• Правильно располагать доску между партнёрами;
• Правильно располагать фигуры перед игрой;
• Решать простые шашечные задачи.
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях;
- игры-соревнования по шашкам;
- участие в интеллектуальных играх.
Форма подведения итогов реализации программы: шашечно-игровой турнир.
6. Сроки реализации.
План самообразования рассчитан на один год обучения для детей второй младшей группы дошкольного возраста.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю не более 30 минут.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
7. Отличительные особенности.
Игра в шашки.
Программа предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок – сверстник – родитель – педагог.
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей второй младшей группы дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки.
Календарно-тематическое планирование.
Тематическое перспективное планирование – Шашки.
№п/п Тема Содержание
Сентябрь
1 «По дороге знаний» -экскурсия в мир шашек. Знакомство с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни.
2 Сказка начинается «Королевство шашек». Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».
3 «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек».
4 «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т. д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.
5 «Задания умной совы» -«Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь» - игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».
Октябрь
6 Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ.
7 «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. Чтение художественной литературы
«Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и
буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.
8 «В гостях у знатока шашек - «Зайки». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Ноябрь
9 «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». Познакомить с понятием диагональ-косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.
Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.
10 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры : сила флангов. Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
11 «Лесная школа умного зайца» - Центр Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
12 «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h : a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Декабрь
13 «Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены
Дамочные поля знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.
14 «В гости к друзьям» -«Как ходят шашки». Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!
Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по
15 «Правила хорошие, знать каждому положено» - Основные правила шашечной игры. Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле, а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.
16 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры : ловушка и короткие партии Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Январь
17 «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.
18 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры : как пройти в дамки Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных, так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.
19 «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры. Познакомить с правилами поведения во время игры.
20 «Как справится с задачей?» Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы : Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Февраль
21 «Веселый бой» Стихотворение Юровскй Е. М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки».
22 Как начинать партию? «Цели игры и определение результата партии» Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
23 «Разные виды ничьей партии». Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение художественной литературы Юровскй Е. М.
24 Основные приемы борьбы на Шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.
Март
25 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.
26 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.
27 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».
28 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание». Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.
Апрель
29 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
30 «Решение элементарных комбинаций». Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
31 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение».
32 «Шлагбаум». Знакомство с понятием «Шлагбаум».
Работа с диаграммами. Дидактические игры.
Май
33 «Достижение выгодной оппозиции». Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
34 «Зайкина задачка». Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.
35 Викторина «Королевство шашек». Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов : поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.
36 «Подготовка к соревнованиям между командами сверстниками». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
37 «Шашечный турнир». Практическое закрепление материала. Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду.
Содержание программы
При обучении детей игре в шашки и в шахматы процесс обучения проходит ненавязчиво и интересно. Знакомство детей с новым для них материалом начинается в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказываем детям о правилах игры в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начинают в них ориентироваться и перестают путаться.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эти игры содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно знакомим детей с историей возникновения этой игры, затем демонстрируем им доску, фишки, фигуры черного и белого цветов, после чего учим правильно расставлять их на игровом поле, объясняем, почему все фигуры ставятся только на свои места и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках и шахматах, приступаем к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
Играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход, и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки и в шахматы, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Педагог на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.
На занятиях обучения детей игре в шашки учим детей уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный.
Подводим итог всего курса обучения проведением итогового соревнования между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Условия реализации:
Методическое обеспечение
- Карточки-дебюты;
- Опорные схемы;
- Набор шашек и шашечных досок;
- Простой карандаш;
- Линейка;
- Бумага для рисования.
Наличие социального партнёрства.
1. Открытые занятия для родителей на неделе открытых дверей
2. Участие в соревнованиях «Чудо - шашки».
3. Совместное проведение занятий с родителями.
4. Анкетирование удовлетворенности родителями данной программой.