Стельмах Светлана
«Чтобы малыш заговорил». Консультация для родителей
После рождения ребенка следует пристальное внимание обратить на протекание его раннего развития. От этого напрямую зависит то, насколько быстро и как заговорит ребенок. У 90% детей после родов диагноз: перинатальная энцефалопатия. Малыш рождается с органикой, как правило это гипертонус мышц, т. е высокий мышечный тонус. Позже у него может снятся сам по себе тонус верхней части тела, потом могут освободиться ножки от тонуса и вот тогда можно написать диагноз здоров, хотя бы в плане тонуса, но ведь такое происходит очень редко. Чаще всего мудрая и заботливая мама начинает делать легкий, расслабляющий массаж (примерно с 2-х недель после рождения ребенка). Это по сути и есть профилактика. Много чего разного можно предупредить, если хотя бы начать с этого общего массажика. Потом массировать ладошки, стопочки, ушки, волосистую часть головы, это должны делать массажисты, которые работают с малышами. До года ребенку нужно сделать минимум 3 курса массажа. Ведь какие дети в год, такие они будут по жизни. Если же мама этого не сделает и врач невролог особо не напрягается и педиатр говорит, да все нормально, чаще всего так и бывает, то ребеночек несет с собой этот высокий гипертонус по жизни и несет его прямо к нам в логопедический кабинет. Лет так в 4-5 мы это дело обнаруживаем, иногда и раньше, мама говорит, что здоров, вот написано же - здоров.
Публикация «„Чтобы малыш заговорил“, Консультация для родителей» размещена в разделах
А ведь уже можно предположить, что у ребенка будет дизартрия на этапе беременности (вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению). Потому как он закричал «мяу» или кричал нормально (громко, с хорошей голосоподачей). Чаще всего ведь «мяу», а то и вовсе ничего. Принесли маме ребеночка кормить, не каждый взял грудь, а из тех кто взял, у кого-то потекло мимо, у кого-то через нос. Потом это как то выравнивается, мама перестает волноваться, а следовало бы обратить особое внимание на этапы раннего онтогенеза: когда начал головку держать, когда начал сидеть, когда пошел, когда пополз? Сейчас появилась большая группа детей, которые не ползают вообще. И мама говорит, вы знаете встал и пошел, и это преподносится как физический подвиг ребенка. К сожалению это большая беда, если ребенок перепрыгивает этап ползания.
Ведь что такое этап ползания для ребенка? Он встал на четвереньки, он впервые активно может изучать мир, поворачивая голову в направлении движения. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении, формируется один из основных изгибов позвоночника, который будет выполнять роль амортизатора при ходьбе.
Но ползание важно не только с медицинской точки зрения. Ползая, ребенок учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать. Он постепенно начинает понимать, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше. Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, ребенок осваивает разные способы ползания на разных поверхностях. Задача владеть своим телом, не теряя равновесия, – не из легких.
Ползание важно в развитии моторики ребенка. Макромоторика и координация движений развиваются во время самого процесса ползания, в то время как микромоторика развивается параллельно, пока ребенок трогает предметы, лежащие на полу, дергает за бахрому ковер, засовывает пальчик в щель на паркете.
Ребенок совершенствует свое зрительное восприятие. Согласитесь, картинка из кровати или с маминых рук сильно отличается от того, что младенец видит на полу.
У ребенка развивается взаимодействие между двумя полушариями мозга, ведь при движении ползком у малышей одновременно двигаются правая рука и левая нога или левая рука и правая нога. Такой вид ползания называется перекрестным, что наиболее эффективно.
Ползая, малыш создает основу для дальнейшего речевого развития, ведь для освоения некоторых сложных грамматических конструкций необходимо умение хорошо ориентироваться в пространстве, а ползание этому очень способствует.
Вслед за рядом авторов хочется отметить, что у аутичных детей этап ползания отсутствует или проходит каким-то таким особым образом.
С 6-8 месяцев в норме, если ребеночек кулачок держит и большой пальчик находится сверху. В это время появляется пинцетный захват-умение брать предмет большим и указательным пальцами.
И вот на каждом из этих этапов мамам можно было бы и подсуетиться и начать делать ребеночку общий массаж. Необходимо развивать мелкую моторику, чем больше малыш будет изучать окружающий мир пальцами, тем выше вероятность того, что в будущем не придется обращаться за помощью к логопедам.