Папки-передвижки

Консультация для родителей «Что важно знать о детской дружбе?»

Мария Арюхова
Консультация для родителей «Что важно знать о детской дружбе?»
▼ Скачать + Заказать документы

Начать я бы хотела с пирамиды потребностей Маслоу.

Абрахам Масло у - американский психолог, основатель гуманистической психологии. Создал пирамиду человеческих потребностей.

Вдаваться в подробности самой пирамиды мы не будем, на что я бы хотела обратить внимание, потребность в дружбе есть у каждого человека, потому что у каждого человека есть потребность принадлежать к той или иной группе людей, то есть реализация потребности в принадлежности.

Публикация «Консультация для родителей „Что важно знать о детской дружбе?“» размещена в разделах

Как формируется дружба?

Это интересы, темы, на которые люди могут поговорить, которые их объединяют.

Таким образом, дружба формируется по интересам, есть такое выражения "Нам не о чем дружить" и оно совершенно правильное, чтобы завязалась дружба должны быть общие интересы.

ЧТО ТАКОЕ «ДРУЖИТЬ»?

– Это желание добровольно делиться с другим человеком тем, что является для тебя очень важным: время, тайны, ощущения, чувства и пр. Но в этом контексте делиться – это не всегда может означать давать, скорее, это может быть желание позволить другому человеку участвовать в том, что для тебя важно, близко и дорого. Крепкая дружба, как правило, подразумевает под собой общие идеалы, схожие жизненные позиции и часто общие представления о прекрасном.

Иными словами, можно сказать, что дружба – это отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Как меняется детской дружбы с возрастом?

до 2-3 лет ребенок не нуждается в друзьях, ему хватает общества мамы. Она удовлетворяет все его потребности.

2-3 года

В этом возрасте происходят первые этапы сепарации ребенка от родителей. Некоторые в этот период идут в детский садик, где учатся взаимодействовать с другими людьми без помощи мамы. В два года дети впервые пробуют играть вместе с другими детьми. Примерно в три года они начинают помогать другим детям, могут делиться игрушками, а могут, наоборот, забирать игрушки у других. В этом возрасте для детей нормальны ссоры, поэтому «дружба» может быстро закончиться, как только друг вздумает покуситься на игрушки малыша.

Отмечу, что в возрасте 2-3 года потребность в общении со сверстниками у ребенка минимальна. В других детях малыши часто видят конкурентов, которые могут отобрать игрушку, занять качели или завладеть вниманием его мамы.

Мягко реагируйте на проявление эгоизма, ведь для 2-3 года такое поведение нормально.

4-7 лет

В четыре года малыши уже более осознанно выбирают себе друзей. Если они ходят в садик, то, как правило, общаются там с одной и той же группой детей. Чуть позже, в начальной школе, начинают завязываться настоящие дружеские отношения, но и они еще далеки от взрослой дружбы. Первоклассники предпочитают дружить с теми, кто делает им добро. Поэтому их дружба очень переменчива: сегодня угостил конфетой и помог – ты друг, завтра отказался играть вместе – уже не друг.

В возрасте 4-7 лет дружба очень интенсивно зарождается, и так же быстро заканчивается.

Отмечу, что в возрасте 6-7 лет есть большой шанс завести настоящего друга, с которым впоследствии человек будет дружить всю свою жизнь. В этом возрасте все зависит от того, насколько часто встречаются дети. Чаще всего крепкая дружба зарождается между теми, кто учится в одном классе, живет в одном дворе или ходит в один кружок. Кроме этого, часто друзьями становятся дети, чьи родители проводили много времени вместе.

Но одной территориальной близости недостаточно. В 6-7 лет для ребенка очень важна оценка сверстников, поэтому они выбирают в друзья тех, с кем им комфортно проводить время, с кем интересно играть и есть о чем поговорить. В этот период девочки и мальчики начинают делиться на группы. Конечно, бывают исключения, когда дети выбирают в друзья сверстников, которые их обижают. Но в таких случаях проблему нужно искать в семье, разбираясь, почему ребенок готов терпеть оскорбления и обиды.

Конфликты в этом возрасте между детьми происходят часто. Это нормально, ведь они только ищут свою роль в социуме, прощупывают варианты поведения.

8-10 лет

В раннем подростковом возрасте дети начинают делиться со своими друзьями секретами. Это достаточно трудный период, поскольку не все дети в этом возрасте способны дружить по-настоящему. Именно в это время ребенок может столкнуться с первыми разочарованиями. Например, если он доверится однокласснику, а тот раскроет его секрет другим детям или высмеет его перед классом. Такие ситуации не редкость, поэтому важно объяснить ребенку, что доверять можно только проверенным друзьям – тем, кто никогда не подводил, и не предавал.

Девочки тяжелее переживают этот период, особенно если остаются в изоляции, вне группы сверстников.

Отмечу, что в этом возрасте дружба все еще воспринимается сквозь призму собственной личности, поэтому дети дружат с теми, кто уделяет им достаточно внимания. В этом возрасте у детей впервые появляются обязательства друг перед другом, они готовы помогать и выручать друзей.

В 8-10 лет дети еще прислушиваются к родителям, но уже умеют самостоятельно давать оценки действиям окружающих, в том числе и взрослых. Не стоит запрещать ребенку дружить с кем-то по причине, того что он вам не нравится. Если вы видите, что какой-то ребенок действительно плохо влияет на вашего, постарайтесь выяснить, почему он с ним дружит, что он получает из этой дружбы. Не бойтесь обсуждать с ребенком конфликты, с которыми он сталкивается в школе, помогать ему находить выход из сложных ситуаций, мириться и завязывать новые знакомства. Не забывайте также, что противоположности притягиваются и прекрасно дополняют друг друга. Именно поэтому друг-забияка для вашего тихони-малыша может стать отличной компанией.

Ссоры и конфликты в этом возрасте также бывают, но довольно часто друзья перестают общаться просто потому, что у них больше нет общих интересов. Тогда ребенок заводит другого товарища, способного удовлетворить его потребности.

11-14 лет

Подростковая дружба очень похожа на взрослую. Более того, она может быть даже крепче, ведь подростки часто привязываются к своим друзьям больше, чем к членам семьи. Они делятся с друзьями самым сокровенным, обсуждают самые болезненные проблемы, поддерживают друг друга. Подросткам важно иметь хотя бы одного близкого друга, который поможет пережить первую влюбленность, первые физические изменения, ссоры с родителями и провалы в учебе.

В 11-14 лет влияние друзей на подростка максимальное. Он быстро перенимает манеру поведения, принципы и ценности группы, с которой общается. В этот период важно найти хорошего друга, который будет поддерживать и дополнять, а не соперничать и конфликтовать. В это время ребенку нужно постоянное общение с друзьями. Именно поэтому дети так много времени проводят в социальных сетях, где переписываются со своими сверстниками напрямую или при помощи молодежных соцсетей. Ребенок в 12-13 лет постоянно находится в поиске общения.

15 -18 лет

Юношеская дружба по своей природе многообразна от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых обычно лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Реальная или подразумеваемая личностная близость для юношеской дружбы важнее, чем временные предметные интересы, хотя обычно эти моменты в какой-то степени совмещаются.

Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является одновременно и школой самораскрытия и школой понимания другого человека.

В этот период часто бывает, что подростки тянутся к людям старше себя, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.

В юношеском возрасте свойственно идеализировать дружбу. Друг это человек, лучше меня, человек, на которого я хочу быть похожим. В тоже время то человек, который меня прекрасно поднимет, потому что у него такие же, сложности и трудности как у меня, т. е. он такой же как я.

В юношеском возрасте образуются и четко разграничиваются такие понятия как "приятель" и "друг".

Мы познакомились с детской дружбы. Увидели на каких этапах взросления, как меняется потребность в дружбе.

Какое же влияние имеет дружба на становление личности ребенка.

Влияние дружбы на становления личности ребенка.

Как мы с вами выяснили, особую роль дружба играет в подростковом возрасте, когда мнение родителей перестает быть авторитетным и у подростка появляется острая потребность в познание мира через собственный опыт, потребность в общение со сверстниками и самопознании.

Но стоит сказать, что в формирование личности так же играет роль: воспитание, окружение, генетика, образ жизни.

В процессе становления личности необходимо учитывать то, с кем человек проводит больше времени. Важность взаимоотношений со сверстниками резко возрастает при переходе от детства к подростковому возрасту. При наступлении этого возраста человек переключает свое внимание с родителей на друзей – они становятся основным фактором развития.

Подростки проводят больше времени в группах сверстников, и становятся в большей степени озабочены получением социального признания в социальных группах. По мере того как человек растет, друзья становятся все более влиятельными в формировании его самооценки.

Именно друзья играют огромную роль в том, как человек воспринимает окружающий мир и самого себя.

Дружба оказывает влияние на мировоззрение, цели, привычки, установки приоритеты человека, даже на состоянии здоровья, поэтому единственным способом благодаря, которому личность может повлиять на свою жизнь является правильной выбор окружения.

Человек бессознательно копирует людей с которыми общается так как они задают для нас рамки приемлемого, в случае, если в окружении человека есть курящий, то самому человеку будет трудно бросить курить, если среди друзей есть люди употребляющие алкоголь, то для человека это станет приемлемым.

Поэтому родителям необходимо обращать внимание на круг общения ребенка и его интересы. И если в дошкольном и младшем школьном возрасте дружба еще не стабильна, переменчива и носить характер чисто совместной игры, то в подростковом возрасте, она оказывает огромное влияние на все сферы жизни человека.

Однако, стоит помнить, что дружба в любом возрасте завязывается при наличии общих интересов. И если подросток связался с дурной компанией, которая нарушает общепринятые правила и нормы поведения в социуме. Нужно найти причину, из-за которой у ребенка появился интерес к данной компании. Чаще всего это бывает от скуки, когда ребенку нечем заняться, и он предоставлен сам себе, т. к. в подростковом возрасте все дети по натуре своей бунтари, их привлекает все запретное, им хочется попробовать то чего нельзя. Или другая крайность, когда в семье авторитарный стиль воспитания, слишком много контроля, слишком много ограничений и запретов. Тогда у подростка появляется желание выйти за границы дозволенного.

Зачем человеку, в принципе, нужна дружба:[/b]

Дружба помогает повысить самооценку и уверенность.

Дружба повышает двигательную активность. (друзья ходят друг к другу в гости, вместе гуляют в парке)

Дружба помогает получить объективное мнение со стороны.

Дружба снимает стресс (снять стресс помогает просто душевный разговор или положительные эмоции от совместного времяпровождения с другом.)

Дружба помогает ощутить чувство социальной значимости (если у тебя много друзей, то ты чувствуешь себя человеком, который умеет выстроить социальные связи. Это дает ощущение успешности и нужности.)

Дружба удовлетворяет потребность в общении (если нет возможности взаимодействовать с другими людьми в профессиональной деятельности или объединениях по интересам, данную потребность закрывает дружба.)

И в заключение хочу сказать, родителям нужно с пониманием относиться к этой потребности ребенка и стараться не ограничивать его в общении. Если же ребенок не ладит с друзьями, помогите ему найти группу по интересам. Это может быть тематический лагерь или кружок.

Добавлю, что каждый ребенок индивидуален. У каждого свой уровень эмоционального развития. Поэтому ребенок не всегда находит друзей в своей группе сверстников. Не пугайтесь, если ваши дети нашли друга на несколько лет старше. Это может быть признаком того, что ваш ребенок более зрелый и взрослый, чем его сверстники, поэтому только дети постарше могут удовлетворить его интересы и потребности.

Обязательно придите ребенку на помощь, если он жалуется на отсутствие друзей, нежелание сверстников с ним играть. Если ребенок все время проводит в одиночестве и не стремится завести друзей, это повод обсудить с ним вопросы дружбы и общения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Сказки важно и нужно читать детям»Консультация для педагогов и родителей «Сказки важно и нужно читать детям» Детская художественная литература воспитывает в ребёнке культуру речи. Она учит грамматически правильно, логично и точно передавать свои.

Консультация для родителей «Коротко, но важно» Уважаемые родители! В жизни ребенка происходит много разных событий: приятных и не очень приятных. Хочется напомнить Вам несколько советов,.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что важно знать о детской дружбе?»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 12:13
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Что важно знать о детской дружбе?»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Арюхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД