Вера Лесенкова
Что такое вопрос для ребенка?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое вопрос для ребенка?
Это признак его развития, с одной стороны и возможность для определения педагогического воздействия – с другой. Воспринимать действительность ребенок начинает задолго до того, как начинает говорить. Вопросы – это средство познания окружающего мира. Кроме того, то, как ребенок говорит, это отражение окружающей его действительности. Таким образом, вопросы ребенка – это средство понять его интересы и определить параметры умственного развития. Порой вопросы ребенка определяют его развитие гораздо больше, чем ответы.
Публикация «Что такое вопрос для ребенка?» размещена в разделах
Даже когда ребенок задает вопрос новом человеке, которого он увидел, становится понятно, что он совершенно чётко выделяет самого человека из окружающего мира именно как человека, а не как неодушевленный предмет. Вопросы ребенка показывают направление и приоритеты его развития. Надо понимать, что ребенок не ограничен теми рамками, которые уже устоялись у взрослых людей, он просто познает мир и его интересы могут лежать за теми пределами, которые установили для себя взрослые.
Объектом интереса ребенка может служить всё, с чем он соприкасается, видит. Его интересы могут лежать далеко за пределами простого созерцания окружающего мира. Например, ему интересно, что такое звёзды, как они появились и почему обладают теми или иными характеристиками. Поэтому ребенок довольно легко переходит в к довольно глубоким вопросам не только о происхождении явлений и предметов, а так же об их значении в его жизни.
Ребенок вынужден так же выходить за рамки непосредственного восприятия, поскольку разные явления и предметы самыми разными способами появляются в его жизни и исчезают, поэтому вопросы могут касаться не только того, что он видит, а и того, чего нет в окружающей действительности в данный момент.
В первую очередь ребенок обращается с вопросами к тем взрослым, чью заботу он чувствует в повседневной жизни. Это как правило, родители и воспитатели. Вопросы к старшим товарищам и даже сестрам и братьям начинаются, как правило, намного позже. Ещё позже возникает необходимость получать ответы от своих сверстников.
Познание окружающего мира – важнейший этап становления психики и мировоззрения ребенка. Поэтому очень важно стимулировать любознательность ребенка, воспитывать наблюдательность и самостоятельность в получении знаний об окружающем мире. Правда, нужно понимать, что ребенок иногда может не видеть очевидного и простого. Более того, иногда даже совсем простые факты требуют пояснений и толкования.
Нужно очень чутко следить за смыслом вопросов ребенка. Иногда взрослые не понимают истинного смысла вопроса, несмотря на очень простую, казалось бы форму самого вопроса. Следует учитывать, что у ребенка весьма ограничен словарный запас, и он задает вопрос исходя из имеющегося именно в его распоряжении набора слов. Кроме того, некоторый смысл слов может не совпадать с тем, к которому привыкли взрослые. Например, слово «вчера», относящееся в событию, которое произошло сегодня, может означать, что оно произошло до дневного сна. Поэтому важно не отделываться формальными ответами, а постараться понять истинный смысл вопроса.
Что характерно, но в начальной стадии развития понятийного аппарата ребенок пытается понять окружающую действительность а не собственные ощущения. То есть он будет стараться понять, «как оно всё устроено или обстоит на самом деле». Нужно также понимать, что поначалу для ребенка нет никакой разницы между реальным и сказочным, фантастическим персонажем. И в реальности и в фантазии ребенок видит многообразие связей, начинает выделять, «что такое хорошо и что такое плохо». Как правило, первые вопросы, это «почему» и «зачем». Недаром, маленьких исследователей называют «почемучками».
Важно понимать, что некоторые явления вызывают у ребенка глубокие размышления, поэтому вопрос может быть задан намного позже, чем наблюдалось само явление. Кроме того, важно понимать, что сам процесс познания может доставлять огромное удовольствие и иногда вопрос задается «ради вопроса». Надо проявить терпение, изобретательность, а главное – не относиться к вопросам и ответам на вопросы легкомысленно, во всяком случае – регулярно. Можно использовать «метод провокации», давая ответ заведомо неправильный. Бывает интересно проследить реакцию ребенка на неправильный ответ. Например, ребенок задает вопрос о каком-то предмете, скажем, о клубке ниток «а что им делают?» Можно ответить в шутку «его едят» и посмотреть, как на этот неправильный вопрос среагирует ребенок. В общем, надо стараться разнообразить ответы и в то же время, не относиться к процессу слишком серьезно. Для взрослых характерно скатываться в научные объяснения разных предметов и явлений, тогда как можно найти более лёгкие и весёлые ответы. Часто вновь возникающие объекты и явления вызывают у детей опасения, на преодоление которых требуется некоторое время, разное для разных детей. Например, новый человек, появившийся в поле зрения, может стать «лучшим другом», во всяком случае, на время, после того, как ребенок убеждается, что этот человек не представляет опасности.
Нежелательно критиковать ребенка за его вопросы, даже если они периодически повторяются или на них уже давались ответы. Иногда ребенку нужно подтверждение того факта, который он уже знает. Поэтому надо проявить терпение. Кроме того, не стоит относиться легкомысленно к формулированию ответов, а то вы будете тут же уличены в том, что ошибаетесь. Иногда следует на вопрос ответить вопросом «А как ты сам думаешь». Бывает очень любопытно проследить за ходом мыслей ребенка, что, кстати, может помочь в дальнейшем общении с маленьким «почемучкой».
Большой сегмент вопросов возникает о том, чего ребенок в данный момент не может увидеть – другие страны, люди и животные, находящиеся далеко. Если взрослый в большинстве случаев может объяснить, нужно ли ему что-то знать, и если нужно – зачем ему это нужно, то у ребенка нет подобной рациональной составляющей. Часто ему просто нужно знать, и – всё!
Для детей очень важны вопросы – кто сильнее-слабее, больше-меньше. Например, кто сильнее – тигр или слон. Вообще интерес детей к животному миру довольно любопытен и требует ещё своего изучения. А отношение ребенка к животному дает богатую пищу для размышлений в части дальнейшего воспитания.
Иногда вопросы, с точки зрения взрослого, кажутся баловством или откровенной провокацией, но это, как правило, не соответствует действительности. Если ребенок задает вопрос, то он хочет познать какой-то фрагмент окружающего его мира, несмотря на всю нелепость или глупость вопроса.
Вопросы начинаются тогда, когда ребенок начинает осваивать речь. Чем богаче и сложнее словарный запас, тем сложнее вопросы. Не всегда ответ на вопрос будет понятен для ребенка. Нужно помогать ребенку формулировать вопросы и постепенно переходить к более обстоятельным, глубоким и информационно насыщенным ответам. При этом следует понимать, что в своих ответах не стоит «опускаться» до простоты формы вопроса ребенка.
Следует внимательно относиться в такому процессу познания окружающего мира ребенком, как его вопросы. Содержание вопросов, их направленность дают богатую пищу для размышлений и поиска методов дальнейшего развития ребенка.