Ирина Теплякова
Конспект занятия в старшей группе. Что такое темнота
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закреплять у детей понятие о том, что слово радует и обижает, лечит и ранит. Дать элементарные знания об изобретении речи.
Развивать монологическую речь, учить правильно излагать мысль, передавать знания и впечатления из личного опыта. Учить подбирать синонимы, метафоры, находить общие и отличительные свойства явления.
Закреплять умение строить распространенные, сложноподчиненные предложения, согласовывать слова в предложении. Уточнение и активизация словаря: безразлично, равнодушно, участливо, отзывчиво. Развивать речевое дыхание. Учить делать длинный выдох.
Формировать умение видеть необычное в знакомом.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе, Что такое темнота» размещена в разделах
Развивать критичность мышления, логику, воображение, память.
Воспитывать доброту, сопереживание, желание оказывать помощь любому в трудных ситуациях.
Материал для занятия: карточки с картинками для игры «Таинственное слово» (обобщающее слово "люди", сюжетная картинка (из серии "Мы играем", модели, темная «комната».
Ход занятия:
- Ребята, давайте с вами побеседуем. А кого называют собеседниками?
(тех, которые разговаривают, ведут беседу).
- Значит, собеседникам надо уметь правильно и красиво говорить. А нужно ли слушать?
- А вы умеете слушать друг друга? Сейчас проверим это в игре «Таинственное слово». (Воспитатель вызывает 3-х детей, дает им карточки и предлагает назвать все картинки. Затем задание детям: назовите слово, общее для всех трех карточек).
- Молодцы, слушать вы умеете. А сейчас я вам покажу картинку. Хотите? (дети подходят к сюжетной картине, на которой множество бумажных снежинок).
Воспитатель удивленным голосом: «Вся картина в снегу!»
- С каким чувством я сказала? (удивление)
- А вы обрадовались! (Дети радостно: «Вся картина в снегу!»)
- Даша загрустила! (Даша: «Вся картина в снегу»).
- А Егор сказал испуганно… (мальчик произносит предложение испуганным голосом)
- Я ладошку приложу
И снежинку растоплю (воспитатель убирает с картины одну снежинку, открывается лицо одного ребенка, изображенного на картине).
- Какое выражение лица у этого ребенка? (грустное, печальное, огорченное).
- Я ладошку приложу
И снежинку растоплю. (убирает вторую снежинку)
- По выражению лица этого ребенка определите эмоциональное состояние (удивленное, испуганное).
- У этого ребенка какое выражение лица? (ласковое, доброе).
- А теперь сдуем все снежинки с картины. Сначала подуем легким долгим ветерком, потом порывистым, затем подуем ветром сильным с затишьем, после этого ветер слабый с усилением до сильного. (Дети выполняют задание и открывается вся картина).
- Есть ли на картине равнодушные дети? Кого можно назвать равнодушным?
- Есть ли дети, которые говорят грубые, неприятные слова, которые ранят и обижают?
- Как вы думаете, что говорят эти дети?
- Мальчик испугался. Что может вас испугать? Чего вы можете бояться? (поговорить с детьми о том, чего боятся люди. Как только дети скажут слово «темнота», перейти к следующей части занятия).
- Хотите, я расскажу вам сказку Дональда Биссета «Про малютку автобус, который боялся темноты»? (Дети садятся на стульчики. Воспитатель рассказывает сказку до слов: «И тогда мама ему сказала…»).
- Ребята, как вы думаете, что сказала мама?
Изобретение речи на доске с помощью моделей:
Определение: темнота – это отсутствие света, это время суток, ночь, это добрая волшебница, фея и т. д.
Свойства: темнота добрая и злая, страшная и веселая и т. д.
Сопоставление: темнота – мрак, ночь, тишина; свет – суета, солнце….
Обстоятельство: где и когда бывает темнота – в коробке, в комнате, под одеялом, закрыв глаза….(Воспитатель предлагает детям проделать упражнение на расслабление с закрытыми глазами).
Пример и свидетельство: что можно делать в темноте – спать, разжигать костер, рассказывать секреты, тайны (воспитатель предлагает детям пройти в темную комнату и посекретничать, играть в «Жмурки», зажигать огни на елке, фонари на улице и т. д.
- Посмотрите, как много мы с вами знаем о темноте и можем о ней рассказать. Обратите внимание, сколько осталось недосказанного, неизученного. Даже взрослые еще не все знают о темноте. Вы будете учиться в школе, читать книги, наблюдать и пополните свои знания. Вам хочется узнать, что же сказала малютке-автобусу мама? Слушайте. (Воспитатель рассказывает окончание сказки).
- Оказывается, темнота сама нас боится. Что нового вы сегодня узнали о темноте?
- А теперь пройдите в темный уголок комнаты и найдете там подарок. (Дети находят диафильмы).