Елена Маркина
Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия и для чего она нужна»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – это одно из эффективных направлений психологии. Сказки в качестве терапии приобрели популярность потому, что помогают общаться взрослым и детям на одном языке. С помощью поучительных историй взрослому легче объяснить сложные вещи ребенку, сблизиться с ним и помочь решить проблему.
Терапия основана на воспитании ребенка через пример героев, где он сам учится разбирать, анализировать и искать выход из ситуаций, которые с ним происходят. Например, сказка может помочь понять, что каждый человек ошибается и это нормально, научить признавать свою неправоту, дружить, помогать друзьям в беде и Почему с детьми лучше работают сказки
Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладает наглядно-образное мышление и им проще ориентироваться, проживать эмоции и учиться в выдуманном мире.
Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев, как свои собственные, т. е. перекладывать опыт персонажа на себя. Например, пройдя через череду препятствий в сказочной истории, стать сильнее, выносливее, мудрее, перестать бояться.
А еще занятия, построенные через сюжеты любимых сказок, не перегружают мозг детей и запоминаются надолго, работая в долгосрочной перспективе.
Функции сказок
В детской терапии и педагогике сказки используются, чтобы:
помочь ребенку побороть различные страхи: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и прочее;
воспитать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
помочь научиться правильно себя вести в сложных ситуациях;
избавиться от комплексов;
бороться с различными психологическими расстройствами.
сформировать правильные понятия о добре и зле;
развить воображение, фантазию и творческое мышление;
с детства привить малышу правильные ценности.
Какие сказки используются в терапии
Можно выделить два основных вида сказок: воспитательные и терапевтические. Применяться могут как народные, так и художественные сказки. Сказкотерапия в воспитательных целях затрагивает и помогает решать незначительные проблемы с поведением, преодолением страхов (высоты, темноты, воды, адаптироваться в новом коллективе. начинают сказкотерапию взрослых, она может продолжаться на протяжении всего жизненного пути человека.
У взрослых обычно все начинается с ситуационной сказкотерапии, когда человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией: буллингом, потерей, предательством, психологическим или физическим насилием, травмой. Он ищет способ справиться с душевной мукой. Если человек эмоциональный, впечатлительный, чувствительный, когнитивные методы терапии будут не так эффективны, как нарративные, к которым можно отнести и сказкотерапию. Специалист подберет историю, которая позволит увидеть скрытые смыслы происходящего и поможет преодолеть трудности.
Помимо ситуационной сказкотерапии есть еще и эволюционная. Она отвечает на такие запросы подростка и взрослого: «Хочу понять, кто я на самом деле, на что способен, как устроена жизнь, есть ли у меня талант». Или: «Хочу справиться с приступами апатии, найти основания перестать считать себя никчемным, измениться так, чтобы стать готовым к отношениям, встретить любовь».Терапевтический результат проявляется через характер детских вопросов и определенные перемены в его поведении.
Под влиянием сказки ребенок формулирует новые вопросы, чем немало удивляет родителей. И эти вопросы начинают носить философский характер. Например, он вдруг спрашивает: «Мама, а как узнать, этот человек хороший или плохой?» Или говорит: «Я считаю неправильным то, что Колобок поет всем одно и то же. Он же не только для себя поет!»
Это самые драгоценные моменты пробуждения детского сознания! Взрослым важно их ловить и начинать беседу. К примеру, мама может подхватить суждение сына о Колобке так: «А для кого, по твоему мнению, поет Колобок, если не для себя?» И сын ответит: «Для зайца, потом для волка и других зверей». «Ты хочешь сказать, что раз поешь не только для себя, но и для других, то нужно учитывать их интересы?» В этом месте ребенок может остановиться, так как у него еще не созрел ответ. Поэтому он отделается кратким «не знаю» и выйдет из беседы. Но мама успела поддержать течение его мысли и дать ей новую пищу для развития.
По мере осмысления сказки у ребенка могут возникать вопросы, он может возвращаться к ней, разговаривать о сюжете и конкретных персонажах. По содержанию вопросов родители могут понять, с какой проблемой столкнулся ребенок.
Но эффект может быть отсроченным — спустя несколько месяцев или даже год. Мы можем предположить, что сказка принимала участие в оформлении весьма глубоких структур психического. И продукты этого процесса потребовали большего времени, чтобы выйти на поверхность сознания.