Получи документы

Что такое портфолио дошкольника?

Ирина Носкова
Что такое портфолио дошкольника?
▼ Скачать + Заказать документы

1. Что такое портфолио?

Портфолио ребёнка раннего возраста – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, положительных эмоций. Ребёнок раннего возраста не может выделить свои успехи и достижения сам. Это делает педагог и его родители.

Публикация «Что такое портфолио дошкольника?» размещена в разделах

Идея создания портфолио для каждого ребенка следует из личностного подхода. В течение года воспитатель не только развивает детей по тем направлениям, которые указаны в программе воспитания и обучения, но и анализирует получившиеся результаты, делает выводы, насколько эффективными были применяемые методы. Каждый ребенок диагностируется в начале, в середине и в конце года, для того, чтобы проследить динамику развития и определить дальнейшие способы взаимодействия. Однако чтобы сделать выводы о результатах проделанной работы за текущий период, необходимо владеть информацией о том, что конкретно происходило все это время, как протекала адаптация ребенка, как ребенок развивался, в каком направлении двигался, как от незначительных изменений перешел к определенным достижениям. Портфолио предполагает фиксацию в одном месте очень большого количества сведений о ребенке, в частности о его индивидуальных проявлениях, интересах, психологических особенностях. Данный вид работы позволит не просто собрать продукты детского творчества, но и реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольника. Это кропотливая работа, но правильно организованная – она дает значительные результаты, в течение всего года и воспитатель и родитель смогут отслеживать динамику развития, и это будут не просто цифры, а реальные продукты деятельности всех участников педагогического процесса – детей, педагогов, родителей.

2. Цели, задачи и функции портфолио ребенка раннего возраста. Основные принципы формирования портфолио.

2.1. Цель портфолио

С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейшие этапы своего развития, которые в последствии могут оказать влияние на его дальнейшую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка. Таким образом реализуется индивидуально - дифференцированный подход в воспитании и обучении детей.

Осуществляя работу с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться ряда принципов:

1. Учитывать индивидуальные особенности ребенка.

2. Строить работу, опираясь на возможности ребенка.

3. Привлекать родителей к партнерству и находить оптимальные способы взаимодействия.

4. Видеть в ребенке, прежде всего личность, а не объект воспитания.

Цель портфолио ребенка раннего возраста - учитывая все вышеперечисленные принципы - реализовывать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей их развития и роста в условиях ДОУ и семьи с фиксацией данных изменений.

2.2 Функции портфолио ребенка раннего возраста:

1. Динамика развития ребенка и фиксация умственных и физических изменений

2. Собирание и систематизация информации о ребенке и продуктах его творческой деятельности.

3. Фиксация индивидуальных проявлений (эмоциональное состояние, интересы)

4. Развитие партнерских отношений с родителями

5. Анализ накопленной о ребенке информации и использование полученных результатов в педагогическом процессе.

2.3. Задачи портфолио ребенка раннего возраста:

- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

- поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности

- закладывать предпосылки для успешного развития ребенка

- перейти на качественно новые формы взаимодействия с родителями, построенные на принципе партнерства.

2.4. Принципы ведения портфолио ребенка раннего возраста:

1. Принцип добровольности: портфолио создается на добровольной основе, педагог не должен настаивать на непременном участии всех детей и родителей по ведению портфолио.

2. Портфолио не является строгим оценочным средством, оно подчеркивает уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

3. Принцип систематичности: только систематичная работа позволяет решать задачи и реализовывать поставленную цель по ведению портфолио ребенка раннего возраста.

4. Отсутствие строгих требований к оформлению портфолио.

3. Структура, содержание и оформление портфолио ребенка раннего возраста.

Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада адаптировано для группы раннего возраста. Исходя из возрастных особенностей, мы определили следующую структуру портфолио:

3.1 Структура портфолио ребенка раннего возраста

1. «Титульный лист»

2. «Это я»

3. «Моя семья»

4. «Моё творчество. Это сделал я»

5. «Мои достижения и награды. Я - талант!»

6. «Мои увлечения. Я умею! Я могу!»:

- «Я играю»

- «Я рисую»

- «Я и спорт»

- «Я умею всё»

7. «Мир вокруг нас»

8. «Чем могу – помогу»

9. «Индивидуальная карта развития ребёнка»

3.2 Содержание разделов портфолио ребенка раннего возраста

1.«Титульный лист» (ФИО ребёнка).

2.«Это я». Здесь помещена фотография ребёнка. Создавая этот раздел портфолио, мы использовали интерактивные формы работы с родителями, а именно: информация о ребенке собиралась с помощью анкетирования родителей (см. Приложение №1).

3.«Моя семья». В этом разделе содержатся сведения о его семье. Могут быть представлены семейные фотографии, или фотографии каждого члена семьи по отдельности. Активное участие в оформлении и наполнении второго раздела принимают родители.

4.«Моё творчество. Это сделал я». В разделе представлены продукты творческой деятельности: работы, выполненные руками ребенка (рисунки, аппликации). Благодаря этому разделу можно проследить динамику развития творческой деятельности. Раздел можно заполнить как продуктами совместной деятельности, выполненными в ДОУ, так и сделанными дома самостоятельно или с помощью родителей.

5.«Мои достижения и награды. Я – талант!» В разделе фиксируются дипломы, сертификаты участника конкурсов и мероприятий, проводимых различными организациями.

6.«Мои увлечения. Я умею! Я могу!» («Я играю», «Я рисую», «Я и спорт», «Я умею всё»). В разделе помещаются фотографии деятельности ребёнка в детском саду. Также воспитатель может прикрепить стикер с датой и записью о новом умении ребёнка.

7.«Мир вокруг нас». Раздел содержит фото путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

8.«Чем могу – помогу». Содержит фотографии ребёнка, на которых он изображён за выполнением домашней работы.

9. «Индивидуальная карта развития ребёнка». В карте фиксируются индивидуальные достижения ребёнка в любой области, отмеченные воспитателем или родителем. Образец индивидуальной карты развития ребенка представлен в Приложении № 2.

3.3. Оформление портфолио ребенка раннего возраст

Портфолио оформляется в папке. Весь материал помещается в файлы. Папка содержит разделы. Количество разделов, их содержание определяются индивидуально для каждого случая.

Внедрение портфолио мы начали с группы раннего возраста, поскольку это самая первая группа детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение. Далее портфолио переходит вместе с ребенком в другую группу. В течение всех последующих лет пребывания ребенка в ДОУ портфолио будет обогащаться новыми материалами, новыми разделами, которые, безусловно, появятся в связи с возрастающими интересами и возможностями дошкольника. Портфолио – это своеобразный отчет определенного жизненного пути ребёнка.

Приложение №1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

1. Ребенок:

Ф. И.

Дата рождения

Домашний адрес

2. Мать:

Ф. И. О.

Год рождения

Образование, специальность, место работы

Телефон

3. Отец:

Ф. И. О.

Год рождения

Образование, специальность, место работы

Телефон

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан

7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

8. Основные виды игр и занятий дома

9. Какие игрушки любит, кто их убирает

10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста да нет

- с детьми старшего возраста да нет

- с незнакомыми взрослыми да нет

- с родными да нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно

13. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)

14. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть):

хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

15. Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть):

он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть):

быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

17. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие (указать)

б) нет отрицательных привычек

Спасибо!

Данные анкеты конфиденциальны и в другие учреждения не передаются.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Портфолио дошкольника»Фотоотчёт «Портфолио дошкольника» Доброе время суток уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию детское «Портфолио». На данную публикацию.

Фотоотчет «Портфолио дошкольника»Фотоотчет «Портфолио дошкольника» Составление детского портфолио - очень интересная и увлекательная работа Я работаю в этом направлении не первый год. К сожалению, у меня.

Фотоотчёт «Портфолио дошкольника»Фотоотчёт «Портфолио дошкольника» Одно из моих хобби – это оформление «портфолио» для дошкольников (школьников). «Портфолио дошкольника» - это совместный проект воспитателя.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Предлагаю Вашему вниманию портфолио детей нашей группы, которое мы совместно с родителями собрали в течение года. Портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка»Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка» Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги: Л. И. Адаменко, Н. А. Кочкина, О. И. Сенько, А. Н. Чернышева.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Выставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольникаВыставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольника Выставку под названием «Веселые ладошки» я провожу уже второй раз в своей работе. Со второй младшей группы мы начинаем совместно с родителями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Что такое портфолио дошкольника?
Опубликовано: 11 августа 2020 в 20:04
+98Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое портфолио дошкольника?» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Носкова (УИ 1641223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД