Ирина Носкова
Что такое портфолио дошкольника?
▼ Скачать + Заказать документы
1. Что такое портфолио?
Портфолио ребёнка раннего возраста – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, положительных эмоций. Ребёнок раннего возраста не может выделить свои успехи и достижения сам. Это делает педагог и его родители.
Публикация «Что такое портфолио дошкольника?» размещена в разделах
Идея создания портфолио для каждого ребенка следует из личностного подхода. В течение года воспитатель не только развивает детей по тем направлениям, которые указаны в программе воспитания и обучения, но и анализирует получившиеся результаты, делает выводы, насколько эффективными были применяемые методы. Каждый ребенок диагностируется в начале, в середине и в конце года, для того, чтобы проследить динамику развития и определить дальнейшие способы взаимодействия. Однако чтобы сделать выводы о результатах проделанной работы за текущий период, необходимо владеть информацией о том, что конкретно происходило все это время, как протекала адаптация ребенка, как ребенок развивался, в каком направлении двигался, как от незначительных изменений перешел к определенным достижениям. Портфолио предполагает фиксацию в одном месте очень большого количества сведений о ребенке, в частности о его индивидуальных проявлениях, интересах, психологических особенностях. Данный вид работы позволит не просто собрать продукты детского творчества, но и реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольника. Это кропотливая работа, но правильно организованная – она дает значительные результаты, в течение всего года и воспитатель и родитель смогут отслеживать динамику развития, и это будут не просто цифры, а реальные продукты деятельности всех участников педагогического процесса – детей, педагогов, родителей.
2. Цели, задачи и функции портфолио ребенка раннего возраста. Основные принципы формирования портфолио.
2.1. Цель портфолио
С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейшие этапы своего развития, которые в последствии могут оказать влияние на его дальнейшую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка. Таким образом реализуется индивидуально - дифференцированный подход в воспитании и обучении детей.
Осуществляя работу с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться ряда принципов:
1. Учитывать индивидуальные особенности ребенка.
2. Строить работу, опираясь на возможности ребенка.
3. Привлекать родителей к партнерству и находить оптимальные способы взаимодействия.
4. Видеть в ребенке, прежде всего личность, а не объект воспитания.
Цель портфолио ребенка раннего возраста - учитывая все вышеперечисленные принципы - реализовывать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей их развития и роста в условиях ДОУ и семьи с фиксацией данных изменений.
2.2 Функции портфолио ребенка раннего возраста:
1. Динамика развития ребенка и фиксация умственных и физических изменений
2. Собирание и систематизация информации о ребенке и продуктах его творческой деятельности.
3. Фиксация индивидуальных проявлений (эмоциональное состояние, интересы)
4. Развитие партнерских отношений с родителями
5. Анализ накопленной о ребенке информации и использование полученных результатов в педагогическом процессе.
2.3. Задачи портфолио ребенка раннего возраста:
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
- поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности
- закладывать предпосылки для успешного развития ребенка
- перейти на качественно новые формы взаимодействия с родителями, построенные на принципе партнерства.
2.4. Принципы ведения портфолио ребенка раннего возраста:
1. Принцип добровольности: портфолио создается на добровольной основе, педагог не должен настаивать на непременном участии всех детей и родителей по ведению портфолио.
2. Портфолио не является строгим оценочным средством, оно подчеркивает уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
3. Принцип систематичности: только систематичная работа позволяет решать задачи и реализовывать поставленную цель по ведению портфолио ребенка раннего возраста.
4. Отсутствие строгих требований к оформлению портфолио.
3. Структура, содержание и оформление портфолио ребенка раннего возраста.
Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада адаптировано для группы раннего возраста. Исходя из возрастных особенностей, мы определили следующую структуру портфолио:
3.1 Структура портфолио ребенка раннего возраста
1. «Титульный лист»
2. «Это я»
3. «Моя семья»
4. «Моё творчество. Это сделал я»
5. «Мои достижения и награды. Я - талант!»
6. «Мои увлечения. Я умею! Я могу!»:
- «Я играю»
- «Я рисую»
- «Я и спорт»
- «Я умею всё»
7. «Мир вокруг нас»
8. «Чем могу – помогу»
9. «Индивидуальная карта развития ребёнка»
3.2 Содержание разделов портфолио ребенка раннего возраста
1.«Титульный лист» (ФИО ребёнка).
2.«Это я». Здесь помещена фотография ребёнка. Создавая этот раздел портфолио, мы использовали интерактивные формы работы с родителями, а именно: информация о ребенке собиралась с помощью анкетирования родителей (см. Приложение №1).
3.«Моя семья». В этом разделе содержатся сведения о его семье. Могут быть представлены семейные фотографии, или фотографии каждого члена семьи по отдельности. Активное участие в оформлении и наполнении второго раздела принимают родители.
4.«Моё творчество. Это сделал я». В разделе представлены продукты творческой деятельности: работы, выполненные руками ребенка (рисунки, аппликации). Благодаря этому разделу можно проследить динамику развития творческой деятельности. Раздел можно заполнить как продуктами совместной деятельности, выполненными в ДОУ, так и сделанными дома самостоятельно или с помощью родителей.
5.«Мои достижения и награды. Я – талант!» В разделе фиксируются дипломы, сертификаты участника конкурсов и мероприятий, проводимых различными организациями.
6.«Мои увлечения. Я умею! Я могу!» («Я играю», «Я рисую», «Я и спорт», «Я умею всё»). В разделе помещаются фотографии деятельности ребёнка в детском саду. Также воспитатель может прикрепить стикер с датой и записью о новом умении ребёнка.
7.«Мир вокруг нас». Раздел содержит фото путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
8.«Чем могу – помогу». Содержит фотографии ребёнка, на которых он изображён за выполнением домашней работы.
9. «Индивидуальная карта развития ребёнка». В карте фиксируются индивидуальные достижения ребёнка в любой области, отмеченные воспитателем или родителем. Образец индивидуальной карты развития ребенка представлен в Приложении № 2.
3.3. Оформление портфолио ребенка раннего возраст
Портфолио оформляется в папке. Весь материал помещается в файлы. Папка содержит разделы. Количество разделов, их содержание определяются индивидуально для каждого случая.
Внедрение портфолио мы начали с группы раннего возраста, поскольку это самая первая группа детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение. Далее портфолио переходит вместе с ребенком в другую группу. В течение всех последующих лет пребывания ребенка в ДОУ портфолио будет обогащаться новыми материалами, новыми разделами, которые, безусловно, появятся в связи с возрастающими интересами и возможностями дошкольника. Портфолио – это своеобразный отчет определенного жизненного пути ребёнка.
Приложение №1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
Ф. И.
Дата рождения
Домашний адрес
2. Мать:
Ф. И. О.
Год рождения
Образование, специальность, место работы
Телефон
3. Отец:
Ф. И. О.
Год рождения
Образование, специальность, место работы
Телефон
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан
7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
8. Основные виды игр и занятий дома
9. Какие игрушки любит, кто их убирает
10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно
13. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)
14. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть):
хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
15. Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть):
он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть):
быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
17. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие (указать)
б) нет отрицательных привычек
Спасибо!
Данные анкеты конфиденциальны и в другие учреждения не передаются.