Досманова Светлана Петровна
Что такое «Орф-педагогика» и чем она привлекательна в условиях реализации ФГОС ДО?
▼ Скачать
Что такое "Орф-педагогика" и чем она привлекательна в условиях реализации ФГОС ДО?
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.
Публикация «Что такое „Орф-педагогика“ и чем она привлекательна в условиях реализации ФГОС ДО?» размещена в разделах
Если говорить о классическом Орф-занятии - это движение и музицирование на инструментах. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что урок строится "здесь и сейчас", в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния.
Кто такой Орф?
Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения ("Орф-Шульверк"). Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки "Шульверк. Музыка для детей", изданной впервые 50 лет назад. Шульверк - это не учебник, скорее концепция, взгляд на музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) – сочетание двух слов - Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Выходит, что действие - основа музыкального воспитания по Карлу Орфу. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.
Каковы задачи Орф-занятий?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Знакомиться с различными культурами через музыку и движение.
Примерная структура, методы и приемы Орф-занятия :
- движение и танец (традиционный и художественный. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений. ПРОЖИВАНИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ);
- звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.);
- пение, с использованием лучших образцов народной культуры;
- речевые упражнения (развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
- поэтическое музицирование (это помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки);
- игра на музыкальных инструментах (дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля);
- театр (для того, чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре).
Какие инструменты используются на Орф-занятии?
Звуковые и шумовые:
- барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
- ксилофоны, глокеншпили (колокольчики, блок-флейта;
- звучащие жесты (body percussion) - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;
- в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т. п. – практически любые предметы, в том числе и самодельные:
Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц).
Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
Стеклянные бутылки и фужеры.
Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, расчески.
Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).
И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!
В данном примерном перечне речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их с ними проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Каковы принципы Орф-педагогики?
1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом
очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).
Значит ли это, что Орф-подход противоречит традиционному занятию?
Нет. Орф-уроки дополняют образование по программе, готовят к нему. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
На музыкальных занятиях с Орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Орф-педагогика и ФГОС ДОУ – стандарт вариативности и развития.
Концепция педагогики Карла Орфа абсолютно созвучна с концептуальными основами ФГОС ДО, особенно в областях:
-художественно-эстетическое развитие;
-речевое развитие.
Основной целью системы является практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. «С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру» - цитата К. Орфа, поэтому использование орф-игр на занятии можно назвать «полезным баловством», это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат, на занятии царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт.
Преимущества педагогики Орфа в ее универсальности, экономичности, ее можно легко сочетать с другими методиками. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности, навыки, потребности ребенка. Сам композитор не раз говорил о том, что его работа не может считаться законченной и имеет практические безграничные возможности развития и совершенствования.