Папки-передвижки

Консультация «Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?»

Алла Богданова
Консультация «Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?»
▼ Скачать + Заказать документы

Немного теории

Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается.

При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной.

Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?“» размещена в разделах

В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит?

Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: "шапка" - "хапка", "чашка" - "тяска", "птица" - "пцица" и т. п.

Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока, где подается на артикуляционный аппарат.

Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше : человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Отсюда на письме появляются вот такие ошибки:

1. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например) : "верплюд";

2. пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно) : "собка" вместо "собака";

3. перестановка букв и слогов: "Моксва" вместо "Москва";

4. недописывание слов: "живе" вместо "живет", "красны" вместо "красный".

Очень часто в тетрадях наблюдается недописывание буквы "й". Недаром ее называют "и краткое" (раньше называли "полугласный"). Плохо слышен детям бывает этот звук [й'] - [j].

Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза.

Устранением этих проблем занимается логопед на занятиях. Понятно, что все зависит от степени тяжести нарушения и усердия ребенка.

Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?

А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.

Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма "принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга" (1).

А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:

1. блок регуляции тонуса и бодрствования;

2. блок приема, переработки и хранения информации;

3. блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).

За фонематический слух отвечает второй блок - приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.

Поэтому "недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв "б" и "д", неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв" (3).

Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа.

Как скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой?

Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).

Какие упражнения можно выполнять с детьми?

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме "услышали - произнесли - отличили - записали").

Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.

"Почувствуй разницу". Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие - без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации - при произнесении глухих. Например, [р-р-р-р] - дрожит под ладошкой, [ш-ш-ш-ш] - не дрожит; [з-з-з-з] - дрожит, [с-с-с-с] - не дрожит и т. д.

"Плюс и минус". На одной карточке рисуем знак "+" (звонкий звук - плюс голос, на другой карточке - знак "-" (глухой звук - минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.

"Узнай наощупь". На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б - бархат, п - пенопласт, пластилин; в - вата, вельвет, ф - фланель; г - гофрированная (глянцевая) бумага, к - картон; д - дерево, дерматин, т - тесьма; ж - железо, наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, реЗина, с - ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.

При пропусках букв и слогов основное упражнение - звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают. Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово. Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками) : гласный - красный, мягкий согласный - зеленый, твердый согласный - синий. Можно добавить ударный гласный - красную фишку большего размера. Желтая фишка "колокольчик" - для выделения звонкого звука.

"Бухгалтер". Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова.

Взрослый называет слова с одинаковым количеством звуков. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенный по счету звук в каждом слове. Например, при инструкции "стол, шарф, 4-ый звук " нужно ответить "л, ф".

Количество слов варьируется от 2 до 4, количество звуков - от 3 до 7.

При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение "Арабское письмо". Детям оно очень нравится.

Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. "Мед" - "дем", "юбка" - "акбю" и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. "Я люблю сок" - "кос юлбюл Я".

На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много.

Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа. На помощь ребенку приходят специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).

При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга" (1) и "Основы нейропсихологии" (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой "Русский язык. Пишем грамотно" (3).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Что делать, если ребенок кусается?".

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей "Что делать, если ребенок врет" Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?» Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

Консультация для родителей «Что делать, если вы заблудились в лесу»Консультация для родителей «Что делать, если вы заблудились в лесу» Как хорошо летом, выбраться с ребенком на природу. Когда рядом лес, то можно собрать ягоды, грибы или просто устроить пикник. Но даже.

Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?»Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?»
Опубликовано: 26 января 2020 в 06:41
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Богданова (УИ 1128766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД