Алла Богданова
Консультация «Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?»
▼ Скачать + Заказать документы
Немного теории
Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается.
При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной.
Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух и что делать, если он нарушен?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит?
Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: "шапка" - "хапка", "чашка" - "тяска", "птица" - "пцица" и т. п.
Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока, где подается на артикуляционный аппарат.
Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше : человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
Отсюда на письме появляются вот такие ошибки:
1. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например) : "верплюд";
2. пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно) : "собка" вместо "собака";
3. перестановка букв и слогов: "Моксва" вместо "Москва";
4. недописывание слов: "живе" вместо "живет", "красны" вместо "красный".
Очень часто в тетрадях наблюдается недописывание буквы "й". Недаром ее называют "и краткое" (раньше называли "полугласный"). Плохо слышен детям бывает этот звук [й'] - [j].
Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза.
Устранением этих проблем занимается логопед на занятиях. Понятно, что все зависит от степени тяжести нарушения и усердия ребенка.
Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.
Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма "принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга" (1).
А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:
1. блок регуляции тонуса и бодрствования;
2. блок приема, переработки и хранения информации;
3. блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).
За фонематический слух отвечает второй блок - приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.
Поэтому "недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв "б" и "д", неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв" (3).
Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа.
Как скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой?
Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).
Какие упражнения можно выполнять с детьми?
При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме "услышали - произнесли - отличили - записали").
Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.
"Почувствуй разницу". Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие - без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации - при произнесении глухих. Например, [р-р-р-р] - дрожит под ладошкой, [ш-ш-ш-ш] - не дрожит; [з-з-з-з] - дрожит, [с-с-с-с] - не дрожит и т. д.
"Плюс и минус". На одной карточке рисуем знак "+" (звонкий звук - плюс голос, на другой карточке - знак "-" (глухой звук - минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.
"Узнай наощупь". На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б - бархат, п - пенопласт, пластилин; в - вата, вельвет, ф - фланель; г - гофрированная (глянцевая) бумага, к - картон; д - дерево, дерматин, т - тесьма; ж - железо, наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, реЗина, с - ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.
При пропусках букв и слогов основное упражнение - звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают. Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово. Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками) : гласный - красный, мягкий согласный - зеленый, твердый согласный - синий. Можно добавить ударный гласный - красную фишку большего размера. Желтая фишка "колокольчик" - для выделения звонкого звука.
"Бухгалтер". Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова.
Взрослый называет слова с одинаковым количеством звуков. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенный по счету звук в каждом слове. Например, при инструкции "стол, шарф, 4-ый звук " нужно ответить "л, ф".
Количество слов варьируется от 2 до 4, количество звуков - от 3 до 7.
При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение "Арабское письмо". Детям оно очень нравится.
Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. "Мед" - "дем", "юбка" - "акбю" и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. "Я люблю сок" - "кос юлбюл Я".
На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много.
Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа. На помощь ребенку приходят специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).
При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга" (1) и "Основы нейропсихологии" (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой "Русский язык. Пишем грамотно" (3).