Уьун Ньургууна
Консультация «Что такое ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный институт развития образования для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа.
Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО.
ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт.
Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов.
Публикация «Консультация „Что такое ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.
Актуальность ФГОС Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.
Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.
После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества. ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.
Для чего нужен стандарт образования?
Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ?
ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования.
Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.
Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы.
Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса : чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки.
Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности, о которых подробно расскажем в соответствующем разделе.
Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании.
Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений.
Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.
Структура стандарта образования
Что такое ФГОС дошкольного образования?
Это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Он состоит из таких трех уровней:
Требования к составлению образовательной программы.
Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса.
А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений.
Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса.
С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.
Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы.
Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.
В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса.
Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса.
В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов.
Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования.
Реализация образовательного стандарта в образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету.
Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций.
Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.
Дошкольное образование ФГОС : основное Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей.
Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности.
Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества.
В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:
требования ФГОС и региональных стандартов; материально-технические возможности ДОУ; доступные средства организации работы; направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении; условия организации образовательного процесса в ДОУ; социальный заказ конкретной местности; вид образовательного заведения; возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.
Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:
Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям. Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей. Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников. Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе. Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания. Являться преемственной со школьной программой.
Основная цель программы по ФГОС Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника.
То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно.
Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.
Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие.
Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности.
Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое.
В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Основные области знаний по ФГОС Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:
Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь. Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ. ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными.
Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.
Особенности составления рабочей программы в ДОУ по ФГОС
Для того чтобы приступить к составлению образовательной программы в дошкольном учреждении по ФГОС, следует четко понимать структуру документа.
Так, содержание его должно состоять из 2 частей:
согласно ФГОС в ДОУ; составленная участниками образовательного процесса.
Первая указанная часть обязательно должна быть отображена в полном объеме.
Вторая же является рекомендательной и формируется в индивидуальном порядке.
Программа должна содержать следующие разделы:
Титульный лист, в котором указывается название программы, авторы, когда и кем утверждена.
Пояснительная записка. В ней раскрывается актуальность выбранной работы, основная концепция документа, цели и задачи работы, сроки их выполнения.
Режим дня в ДОУ. Содержание учебно-воспитательной работы в рамках отдельных направлений. В том числе методический комплекс работы (какие основные и дополнительные программы применяются, технологии образования, наличие методических пособий).
Структура системы образовательной работы (режимы дня, сетки занятий, графики работы сотрудников, нагрузка).
Предполагаемые результаты работы в течение учебного года.
Контрольно-оценочная работа в ДОУ (как для воспитанников, так и для педагогического состава).
Целевые ориентиры программы по ФГОС Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний.
Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе.
В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:
ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе; дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его; отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности; достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума; речь понятна окружающим, правильно построена; развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации; крупная и мелкая моторика соответствует возрасту; в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление; отмечается владение волевыми качествами; ребенок любознателен, наблюдателен.
Виды образовательных программ
Различают 2 вида основных образовательных программ в ДОУ :
общеразвивающие (включающие различные направления); специализированные (узконаправленные).
К первым относятся программы «Радуга», «Развитие», «Кроха» и другие.
Специализированные — это экологического, художественно-эстетического, физического, социального воспитания.
Помимо вышеобозначенных программ, в отдельных ДОУ применяются дополнительные, например, документы кружковой работы.
В этой статье мы разъяснили, что такое ФГОС дошкольного образования, и как реализовывать поставленные требования в педагогической практике.
Методистам детских дошкольных учреждений важно правильно донести основные требования документа педагогическим работникам, научить применять новшества в работе.
Ведь ФГОС — это документ, помогающий организовать учебную деятельность с учетом социального заказа и современных требований общества.
Благодаря этому документу поколение наших детей обучается в совершенно инновационном формате, оставив позади убеждения прошлого.