Анастасия Грачева
Что такое дидактическая игра?
▼ Скачать + Заказать документы
В игре ребенок волен выбирать сценарий, роли, предметы и действия, в зависимости от своих потребностей и фантазии. Игра способствует усвоению знаний и навыков не принудительно, а через эмоциональное вовлечение и опыт, сформированный самим ребенком. Это помогает более глубоко и качественно усваивать информацию, а также развивать креативность и самостоятельность.
Применение дидактических игр в дошкольном образовании является одним из наиболее эффективных методов обучения и развития детей. Такие игры могут быть разнообразными и создаваться на основе различных предметов, тем и заданий. Кроме того, благодаря играм дети могут более легко усваивать общественные нормы, этические и нравственные принципы поведения, а также стимулироваться к деятельности и укреплению здоровья.
Публикация «Что такое дидактическая игра?» размещена в разделах
Таким образом, использование дидактических игр в дошкольном образовании не только позволяет достигать более высоких результатов в обучении и развитии детей, но и создает благоприятную обстановку для индивидуального развития каждого малыша.
Игры имеют важную роль в развитии и обучении детей в дошкольном возрасте. В процессе игры ребенок самостоятельно стремится научиться новым вещам и умениям.
Цель игры всегда имеет две стороны медали: познавательную и воспитательную. Во всех случаях цель игры должна стимулировать развитие интересов и способностей ребенка, а не просто передавать конечные знания, умения и навыки. Например, игра может целенаправленно направлять ребенка на развитие дружеских отношений к сверстникам.
Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Для осуществления игрового замысла ребенку необходимо совершить игровые действия, такие как воспроизведение определенных жестов или текста, поиск предметов или обмен предметами. Каждое игровое действие включает в себя обучающую задачу, которая представляет определенную трудность и является условием личного успеха для каждого ребенка. Решение этой задачи требует активных умственных и волевых усилий и при этом дает наибольшее удовлетворение.
Дидактическая игра - это метод обучения, который сочетает в себе элементы игры и учебного процесса. Для использования этого метода обучения детей старшего дошкольного возраста необходимо следовать определенным рекомендациям.
1. Определить цели и задачи обучения. Перед созданием игры необходимо определить, какие конкретные знания и умения требуется передать детям. Цели и задачи должны быть четко сформулированы и соответствовать возрасту детей.
2. Выбрать задачи, которые могут быть выполнены в игровой форме. Дидактическая игра несет обучающую нагрузку, поэтому в ней должны быть задачи, которые можно решать с помощью игровых элементов.
3. Учитывать интересы и уровень развития детей. Игру нужно создавать на основе интересов детей и учитывать их уровень развития. Игровые задания должны быть доступны для детей данного возраста.
4. Создать игру с участием детей. В процессе создания игры дети могут внести свои предложения и идеи, которые помогут сделать игру более интересной и увлекательной для них.
5. Использовать различные игровые элементы. В игре нужно использовать различные игровые элементы, такие как карточки, магниты, деревянные детали и др. Это поможет сделать игру более увлекательной для детей и процесс обучения эффективнее.
6. Наблюдать за процессом игры. Наблюдая за детьми в процессе игры, можно определить их уровень развития, понимание материала и интересы, что поможет в дальнейшей работе.
Дидактическая игра является эффективным методом обучения для детей старшего дошкольного возраста, который помогает развивать навыки и приобретать знания в игровой форме.
Важную роль в осуществлении игрового замысла играет игровой материал, который становится центром притяжения в игре. Он побуждает детей к игре и имеет большое значение на первых этапах знакомства с игрой. Организация игры и направление ее взрослым также важны. Взрослый помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.
Совмещение двух ролей – участника и организатора – отличительная особенность развивающей игры для взрослых. Когда дидактическая игра становится осмысленной и активной деятельностью для ребенка, это делает его новый опыт переносимым на другие условия. Этот параметр игры является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Многие игры учат детей действовать в уме, что раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Дидактическая игра – это эффективное средство формирования качеств, таких как произвольность, организованность и самоконтроль. Ее обязательные правила регулируют поведение детей, ограничивая их импульсивность. Если правила поведения обычно плохо усваиваются и часто нарушаются, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, естественно входят в жизнь детей. Важен совместный характер игры, в которой воспитатель и группа сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями.
Правила игры не только регулируют поведение детей в группе, но и приносят новый социальный опыт. Они также являются средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, возникают вопросы: как надо вести себя? Правильно ли я делаю? Факт выделения правила свидетельствует о появлении форм самоконтроля у ребенка, что поднимает его поведение на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других неигровых ситуациях. Однако, чтобы правило действительно опосредовало поведение ребенка, оно должно приобрести субъективную значимость, а не просто механически выполняться. Чтобы перед ребенком возник вопрос: "Правильно ли я действую?", он должен захотеть действовать правильно, т. е. в соответствии с принятым и понятным правилом.
Возникновение новой для дошкольника ценности "правильного поведения" и превращение правила в мотив собственных действий, т. е. сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил, может происходить в дидактических играх для дошкольников.
Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.
Первоначально дети включаются в игру только эмоционально и непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал и просто двигательная активность. Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме, однако взрослый постоянно направляет детей, поддерживает их правильные действия и внимательно следит за ними. В результате дети все более подстраивают свое поведение к требуемым действиям. Это подготавливает следующий этап – открытие или осознание правил.
Наиболее ярко осознание правила проявляется в замечаниях другим детям, когда они делают что-то не так. Малыши внимательно следят друг за другом и с удовольствием отмечают промахи других. При этом сам ребенок старается играть по правилу и, если этого не получается, он огорчается и старается в следующий раз сделать все правильно. Это свидетельствует о том, что правило приобрело для ребенка субъективную значимость и аффективную окраску. По словам Л. С. Выготского, правило в игре становится аффектом. Однако способность удерживать правило еще неустойчива, для этого требуется постоянная поддержка взрослого.
Такая поддержка предполагает постоянное и непосредственное участие взрослого в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль соблюдения правил, одобрение правильных действий. Длительность этого этапа зависит от сложности и доступности конкретного правила.
Когда дети начинают играть самостоятельно с учётом правил, которым было научено взрослыми, и при этом сами следят за их соблюдением другими, можно говорить о том, что они уже овладели данным правилом действия и способны контролировать своё поведение без помощи взрослых. Таким образом, правило становится средством для овладения своим поведением только в том случае, если оно имеет для ребёнка субъективную значимость и ребёнок готов действовать в соответствии с ним. В этом случае действия ребёнка становятся своими собственными, сознательными и свободными, а не диктуемыми взрослыми. В результате, дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослых, а действует самостоятельно, контролируя свои действия.