Виктория Лихачева
Консультация для родителей «Что такое аутизм?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС,— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Ранний детский аутизм (РДА) - форма дисгармоничного, нарушенного формирования психики, при котором наиболее страдает развитие социального аспекта интеллекта.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое аутизм?“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У таких детей нарушена направленность и регуляция поведения, но при этом часто сохраняются формальные интеллектуальные возможности. У них вырабатывается стойкий дефицит общения со слабой выраженностью эмоций. Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими. Аутизм – серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.
Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.
Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
1. В том, как ребёнок общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
2. В том, как ребёнок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
3. В том, как ребёнок ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
Каждый ребёнок с аутизмом уникален в своих проявлениях.
ПРИЧИНЫ АУТИЗМА
Наследственность. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма : склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия).
Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка.
Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАС
У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.
Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
1. Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
2. Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
3. Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
4. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
5. Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
1. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
2. Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
3. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
4. Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
5. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
6. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
7. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
8. Нарушено развитие социальных навыков.
Характерно:
1. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
2. Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
3. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
4. Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ С РАС
• Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы, – это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Аня, пойдем быстрее кушать, но сначала надо убрать игрушки и помыть руки» произносим несколько коротких: «убери игрушки», после того, как это выполнено, – «помой руки», а затем уже – «идем есть»). Если ребенок пока не пользуется речью, используйте отдельные слова (например, вместо «пойдем есть» – только слово «есть»).
• Можно использовать речевую фразу «сначала – потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»).
• Не превращайте инструкцию в вопрос, используйте утвердительную форму (вместо «пойдешь читать книгу?», «пойдешь есть?» «будешь спать?» говорим «идем читать», «идем есть», «спать»). Это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять то, что ему сейчас нужно сделать.
• Очень важно предоставлять ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка, прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию.
• Чтобы ребенок обратил на вас внимание, встаньте напротив, поощряйте контакт глаз.
• Сопровождайте свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки.
• Обращайтесь к ребенку, если хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал.
• Поощряйте деи ствия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь», это учит ребенка ждать, когда в конкретныи момент не его время выполнять какое-то деи ствие.
• Подкрепляйте попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС – непростая задача.
У многих родителей опускаются руки, если не происходит желаемого развития и в этот момент начинается поиск стимула для дальнейшего обучения ребенка с РАС. Это достаточно стрессовая ситуация для каждого взрослого. Стоит понимать, что даже родители здоровых детей порой испытывают огромную психологическую нагрузку. Адаптация и социализация Вашего ребенка дает возможность нормальной жизнедеятельности в дальнейшем как ему самому, так и семье в целом. Именно терпеливо соблюдаемая последовательность действий с небольшими ухищрениями поможет Вам в этом.