Ольга Б
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель- дефектолог Бондаренко О. В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Антошка»
Альтернативная и дополнительная коммуникация
В течение последних десятилетий активно развивается направление создания адекватной коммуникативной среды для детей с особыми потребностями, распространяется использование различных коммуникативных методов и технологий, создающих такие условия для ребенка, в которых повышается его активность и независимость.
Публикация «Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация, Часть 2» размещена в разделах
Направление Альтернативной и Дополнительной Коммуникации (AAC(АДК) / Alternative and Augmentative Communication) начало оформляться в конце 70-х – начале 80-х годов XX века, как результат сотрудничества между Англией, Канадой, Америкой и Швецией в международном проекте по проблемам тяжелых языковых нарушений.
В 1983 году было основано Международное Общество Альтернативной и Аугментативной (Дополнительной) Коммуникации – ISAAC. Общество сейчас является активным деятелем в области развития АДК, выпускает журнал, организует конференции и обучение специалистов и родителей.
В 2018 году в России появилась Ассоциация Альтернативной Коммуникации.
Большое участие в развитии средств АДК принимают сами пользователи альтернативной коммуникации, а также их семьи. АДК используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств вовсе отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.
Дополнительная коммуникация является востребованной лицами с недостаточно сформированной устной речью. Система специальных методов и средств необходима с одной стороны для помощи детям с временным запаздыванием речевого развития, с другой – для облегчения понимания вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями. С освоением вербальной речи потребность в использовании дополнительных средств коммуникации снижается или исчезает совсем.
Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение такой коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, изображения, фотографии, жесты, символы и др.).
Все системы коммуникации, не использующие голосовое продуцирование речи, называются альтернативными, но альтернативная система коммуникации может полностью замещать речь, либо являться дополнением к ней.
Виды АДК
АДК использует целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои мысли и эффективно общаться: это могут быть жестовые, графические и предметные системы.
К системе жестов относятся языки глухих, а также любые жесты, производимые при помощи рук.
Графические системы используют различные символы-изображения для коммуникации, например, Блисс-символы, коммуникативные символы в виде картинок (PСS, пиктограммы.
Предметные символы изготавливаются из различных материалов, например дерева или пластика, и зачастую подходят в использовании для людей с нарушениями зрения (кубики Примарка и др.).
Коммуникативные средства делят также в зависимости от наличия или отсутствия вспомогательных устройств. АДК без использования вспомогательных средств не требует наличия какого-либо инструмента, а использует жесты, жестовые языки, движения тела, выражения лица.
Такой способ коммуникации может быть актуальным для людей с глубокими нарушениями.
К коммуникативным вспомогательным устройствам относятся любые приспособления, помогающие человеку выразить свою мысль (коммуникативные доски, альбомы, ras.jpg электронные устройства различной степени сложности). В зависимости от коммуникативных потребностей и особенностей человека, есть возможность выбирать простые графические средства – слова, картинки или символы, на которые человек может указывать различными способами (взглядом, шлемом-указкой, частью тела, а также высокотехнологичные средства – устройства, разработанные специально для альтернативной коммуникации, либо компьютеры, планшеты с дополнительным программным обеспечением.
Индивидуально подобранное устройство не должно ограничивать коммуникативные возможности человека. Например, для пользователей с навыками грамотности обычно выбирают более сложные вспомогательные средства, учитывающие правила грамматики.
Разделение альтернативной коммуникации на зависимую и независимую указывает на необходимость наличия помощника при создании сообщения. Зачастую человек, использующий АДК, нуждается в партнере, который интерпретирует его высказывания, помогает в их составлении (например, при использовании графических досок с символами). При использовании высокотехнологичных устройств необходимость в интерпретировании сообщений сводится к минимуму.
Область АДК включает в себя как вопросы овладения различными средствами коммуникации, развития коммуникативного поведения (мотивации, планирования, инициирования, поддержания и оценки взаимодействия, так и вопросы, связанные с созданием адекватной возможностям ребенка коммуникативной среды. В связи с этим АДК нужно специально обучать не только лиц с особыми коммуникативными потребностями, но и всех, кто составляет их ближайшее окружение: специалистов, работающих с ребенком, членов семьи, группу сверстников, в которой находится ребенок.
Пользователи АДК
В зависимости от уровня понимания речи и потенциальных возможностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью можно выделить три группы людей, для которых подходит использование альтернативной коммуникации. Все три группы характеризуются тем, что люди, использующие ААС, либо не начали говорить вовремя, либо утратили речевые навыки вследствие заболевания или травмы.
Первая группа – дети и взрослые, которые достаточно хорошо понимают речь других людей, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Как правило, это люди с тяжелыми двигательными расстройствами, например, церебральным параличом, не испытывающие ощущений от движений органов артикуляционного аппарата и не способные выполнять произвольные целенаправленные движения. АДК является для них средством выражения самочувствия, потребностей, желаний и интересов. Они пользуются системой альтернативной коммуникации постоянно, на протяжении всей жизни, и целью программы коммуникативного развития является подбор такого средства коммуникации, которое являлось бы постоянным инструментом для выражения своих мыслей.
Вторая группа – лица, развитие которых идет достаточно медленно, они испытывают значительные трудности в овладении языком (дети с интеллектуальными трудностями, речевыми нарушениями, дети восстанавливающиеся после операций на гортани и пр.). В этом случае средства АДК применяются временно и призваны облегчить ребенком понимание и использование устной речи. В эту группу также включают людей, которые освоили речь, но она непонятна без наличия дополнительных средств АДК. Основной задачей программ помощи будет являться преодоление социальных барьеров, обусловленных недостаточным пониманием окружающими речи ребенка. Использование альтернативной коммуникации в таком случае может быть ситуативным. Если ребенка хорошо понимают близкие люди, то использовать дополнительные средства он может при общении с незнакомыми людьми.
Третья группа – объединяет детей и взрослых, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях развития, невербальных формах аутизма, и которые постоянно, в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них коммуникативной альтернативе. Пользователей этой группы обучают как пониманию речи, так и способности выражать свои желания. Работа будет направлена на создание ситуаций, в которых человек будет учиться понимать и использовать альтернативную коммуникацию, а также создание среды, в которой использование средств АДК будет действительно функциональным.
Принципы использования АДК
Систематическое применение средств и методов альтернативной и дополнительной коммуникации расширяет функциональные возможности людей с ограничениями во всех сферах их деятельности (познавательной, трудовой, досуговой и др.) и значительно повышает качество их жизни.
Основными принципами работы по введению системы АДК являются:
1. Принцип «От более реального к более абстрактному».
При подборе средств АДК важно ориентироваться на реальный уровень развития ребенка, а не на его биологический возраст. Например, использованию графических средств предшествует использование реальных предметов, игрушек. Затем схема использования графических стимулов будет выглядеть следующим образом:
-Фотография реального предмета из окружения ребенка
-Картинки с изображением этого предмета
-Картинки-символы, обозначающие абстрактный предмет
-Пиктограммы, схематическое изображение предмета.
2. Принцип «Избыточности информации»
В обучении общению при АДК может одновременно использоваться несколько коммуникативных средств (например: жест, слово, изображение). В таком случае имеется возможность выбора способа коммуникации самим ребенком, облегчается процесс понимания жестов и символов, связывания их с речевыми высказываниями.
3. Принцип мотивации.
Выбор коммуникативного средства зависит от возможностей человека и сферы его интересов. Задачей специалистов, работающих над введением АДК, исходя из этого принципа, является определение круга интересов конкретного человека, успешность введения средств АДК определяется его заинтересованностью в общении.
4. Принцип функционального использования.
Смысл обучения использованию АДК заключается в возможности применять выбранные средства коммуникации за пределами занятия в различных жизненных ситуациях с различными людьми.
Оценка возможностей ребенка и выбор средств АДК
Ранняя помощь детям с особыми коммуникативными потребностями необходима, для выявления группы детей, которым необходима АДК, определения их коммуникативных навыков, сильных и слабых сторон развития. Важно убедиться, что дети, уже использующие АДК, всегда имеют в своем распоряжении лучшие из возможных средств общения, соответствующие их коммуникативным потребностям. Специалисты в первую очередь должны определить, нуждается ли ребенок в коммуникативном устройстве, либо работу следует начинать без него, какие конкретно системы символов выбрать: жестовые, графические или предметные. Если ребенку нужно несколько систем, то выбрать, какую систему наиболее важно вводить первой.
Важным инструментом для тщательной оценки особенностей ребенка и его среды является составление индивидуальной программы помощи. Общей целью программы является предоставление возможности развития коммуникативных способностей и языка ребенка. Однако обучение коммуникации и языку должно быть частью целостной программы и быть скоординировано с другими принимаемыми мерами, в частности, улучшением социальных контактов с людьми, развитием навыков самообслуживания.
Для составления индивидуальной программы развития коммуникативных навыков и речи могут быть использованы тесты и опросники, информация, полученная от ближайшего окружения ребенка, проведено наблюдение специалистами за поведением ребенка. Прежде чем начинать программу по развитию альтернативной коммуникации и языка, важно получить представление о тех занятиях и активностях, в которых ребенок участвует ежедневно.
При выборе подходящего средства АДК для ребенка, нуждающегося в альтернативной коммуникации, важно основываться на знании особенностей этого ребенка. Для того чтобы понять, какая поддержка необходима ребенку, проводится как общая оценка, так и специализированный подбор подходящих ребенку средств АДК. Общая оценка касается изучения аспектов здоровья ребенка, изучение его двигательных функций, навыков общения, познания, проводится оценка окружающей среды. Медицинская оценка проводится врачами, сюда же относится оценка слуха и зрения, общий медицинский и неврологический осмотр.
Изучением двигательной сферы занимаются физические терапевты и эрготерапевты. При выборе средств АДК большое значение имеют моторные навыки ребенка. Чтобы ребенок мог добиться успеха в освоении альтернативной коммуникации, использовать ее нужно в той форме, которой он способен овладеть. Сейчас выбор различных средств АДК настолько широкий, что при любом уровне освоения двигательных навыков можно найти подходящий ребенку вариант. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями могут пользоваться графическими символами, в то время как язык жестов требует хорошего контроля над движениями рук и не слишком сильных непроизвольных движений. На способность использовать движения рук могут влиять нарушения праксиса, при котором трудности менее очевидны.
Познавательная, коммуникативная сфера и навыки речевого развития оценивается психологами, педагогами, специальными педагогами и логопедами. Очень важно оценивать все аспекты языковых навыков детей, которым требуются АДК, не только словарный запас и синтаксис, но и практические навыки использования речи. При оценке познавательной сферы возможно определить, являются ли трудности в общении следствием только речевого нарушения, или оно связано с когнитивными особенностями ребенка.
Для всесторонней оценки навыков ребенка необходимо наличие многопрофильной команды специалистов. Все эти специалисты, а также педагоги и воспитатели, работающие с ребенком в детском учреждении, которое он посещает, могут внести свой вклад в оценку окружения. Эта информация позволит специалистам получить представление о сильных и слабых сторонах жизни ребенка, поможет понять, использование в каких ситуациях и каких именно средств коммуникации наиболее актуально.
Определение диагноза ребенка может влиять на выбор средства АДК. Хотя дети с одинаковым диагнозом могут развиваться совершенно по- разному и иметь различный набор навыков, его наличие может помочь в прогнозировании вероятности развития устной речи у ребенка, а также перспектив двигательного развития. Например, для развития коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна часто используются жесты, дополняющие устную речь. У таких детей достаточно хорошая моторика для освоения жестов, которые в дальнейшем часто замещаются устной речью. При наличии у ребенка прогрессирующего двигательного нарушения, например при синдроме Ретта, графические символы могут быть полезнее, потому что они требуют меньше двигательных навыков и будут оставаться полезными даже если ребенок теряет двигательные навыки.
Выбирая между конкретными средствами АДК, например жестами и графическими символами, надо учитывать способность ребенка к восприятию изображений и движений. В зависимости от индивидуальных особенностей, детей могут больше привлекать графические изображения или предметное ощупывание, некоторым детям хорошо подходят средства с воспроизведением синтезированной речи. При выборе жестовой коммуникации учитывается не только способность ребенка воспринимать, но и моторная возможность воспроизводить жесты. Важно также оценить сформированность направленной коммуникации. Дети, которые используют в качестве инструмента графические символы, вынуждены большую часть внимания уделять самим символам, а не взаимодействию с коммуникативным партнером.
Одним из важных аргументов в пользу выбора той или иной системы коммуникации может быть стандартизованность и популярность ее использования в рамках страны. Чем больше людей и специалистов будет пользоваться определенной системой, тем более вероятно ее успешное введение у конкретного ребенка: скорее всего в других учреждениях такую систему коммуникации будут поддерживать, дети в учреждении смогут общаться при помощи этой системы между собой. Например, в России распространен Русский язык жестов в обучении людей с нарушенным слухом, для детей с Расстройствами аутистического спектра на начальном этапе работы чаще всего выбирают систему обмена карточками (PECS).
Когда факторы, связанные с обучением, не указывают, какая из систем лучше подходят ребенку, следует больше внимания уделить средовым факторам использования АДК. Главным преимуществом использования жестов является отсутствие какого-либо инструмента, которое необходимо было всегда иметь при себе. Жесты можно использовать везде, нет опасения, что ребенок в какой-то момент останется без «языка». При использовании графических средств, ребенку всегда нужно носить с собой коммуникативную доску, альбом или техническое средство. Преимуществом графических способов коммуникации является их универсальность. Графические символы проще понять людям, которые не знакомы с этой коммуникативной системой.
При выборе технических вспомогательных средств важен внешний вид устройства и его функциональность: то, насколько легко перемещать и использовать оборудование, насколько просто научиться им управлять. Возможно, у ребенка будет несколько коммуникативных средств, которыми он сможет пользоваться в различных ситуациях: дома, в школе, на улице. Для детей, с двигательными ограничениями коммуникативное средство должно соответствовать возможности ребенка самостоятельно и эффективно его использовать (учитывать силу воздействия на устройство, удобство выбора необходимого символа, скорость продуцирования сообщения).
Существуют два основных метода использования вспомогательных средств коммуникации: прямой выбор и сканирование. Какой операционной метод будет выбран, зависит от двигательных возможностей ребенка. Если ребенок способен прямо указать на графический символ, не прикладывая слишком больших усилий, то такой метод доступа и будет выбран, так как он наиболее прост в использовании и скорость продуцирования сообщения в нем выше. Если у ребенка большие двигательные трудности, недостаточно оценить только то, что он может делать руками. Прежде, чем пробовать возможные способы выбора символов, необходимо убедится, что ребенок находится в оптимальном положении. Когда положение тела подобрано, следует систематически пробовать использовать разные переключатели и мыши, например, переключатели, управляемые ногой, головой, рукой или пальцем, или мышь, управляемую рукой, головой или глазами. Эрготерапевт с опытом в этой области должен оценить наиболее удобное положение тела и оптимальные варианты устройств для конкретного ребенка.
Сканирование — это метод, при котором все потенциальные ответы систематически показываются или партнером по общению (сканирование с помощью партнера) или самим ребенком с помощью переключателей.
Естественным ограничением использования технических средств является возрастной фактор. Практически все коммуникативные устройства разрабатываются для детей старшего возраста и взрослых, и нет устройств, предназначенных для развития речевых навыков у детей раннего возраста.
Важно участие близкого окружения ребенка: родителей и специалистов, в понимании сигналов ребенка, умение ждать ответа, компетентность и желание использовать тот способ коммуникации, который доступен для ребенка. Включение родителей в процесс освоения системы АДК позволяет вывести ее использование за пределы занятий, использовать ее в естественной для ребенка домашней среде, а затем и в любых других жизненных ситуациях при общении с другими людьми.
Многие люди, использующие альтернативную коммуникацию, нуждаются в ней постоянно и на протяжении долгого периода времени. Если человек пользуется каким-либо вспомогательным средством, важно, чтобы это средство всегда было в зоне доступа. Так для детей, начинающих пользоваться системой обмена изображениями, обычно заводят альбом, который должен постоянно находиться у ребенка. Большой ошибкой родителей и специалистов является предоставление для ребенка доступа к средству АДК только в ситуации занятия или при ответах на вопросы взрослых.
В некоторых случаях специалисты учреждений, в которые поступает ребенок, могут не разделять подхода АДК и не поддерживать общение с ребенком при помощи тех средств, к которым он привык. Имея возможность общаться с родными дома, дети, испытывающие стойкие трудности в вербальном общении, могут остаться без каких-либо возможностей для самовыражения в иных условиях. При этом увеличивается риск фрустрации, формирования нежелательного поведения.
Особое значение имеет взаимодействие между специалистами, работающими с ребенком в различных учреждениях, сохранение условий взаимодействия при помощи средств АДК при переходе его из одного учреждения в другое, например, из службы ранней помощи в детский сад или при смене места жительства семьи.
Оценка использования АДК должна содержать не только подбор подходящего средства для коммуникации, но и оценку эффективности его использования. Важно отслеживать, каким образом реализуется индивидуальная программа по включению АДК в естественную жизнь ребенка, фиксировать информацию об актуальных способах общения, используемых жестах, графических символах или технических средствах, отмечать цели работы с ребенком по развитию навыков коммуникации. Индивидуальная программа помощи особенно необходима, когда во взаимодействие с семьей и в работу с ребенком вовлечено много инстанций, поскольку программа помогает структурировать ответственность за различные аспекты жизни ребенка и скооперировать работу специалистов.
Продолжение следует