Стельмах Светлана
Что означает статус ОВЗ?
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы родителей:
- На комиссии ТПМПК ребенку присвоили статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья, скажется ли это потом как-то на поступление в школу?
- Дочке 5 лет. Родилась недоношенная, но все этапы лепетания, первых слов, фраз, вставания на ножки, ходьбы были по стандартным для возраста срокам, т. е. задержек не было и не ставили. У невролога наблюдались (после рождения были немного увеличены желудочковые роги. после лечения наблюдалась положительная динамика - их уменьшение) и к моменту получения путевки в сад - диагноз: здорова. Пошла в сад в 3 года. За два года хождения в сад - с больничных не «вылазили». Очень частые простуды с осложнением на уши. К концу младшей группы предстояла комиссия для перевода ребенка либо в обычную, либо в логопедическую группы. В итоге ребенку на комиссии присваивают статус ОВЗ. Как мне объяснил логопед, статус присвоен из-за дефекта речи (тяжелые нарушения речи). Ребенок на самом деле не выговаривает несколько звуков (ш, р, л, может переворачивать слово (петерь - теперь, медленно проговаривает фразу (но говорит ее осмысленно, сама речь не богата прилагательными. Мы в семье понимаем речь ребенка, и те ошибки, которые она допускает – проговариваем, как правильно и она повторяет. У меня такой вопрос: что это за статус такой - ОВЗ? Снимается ли он? Что нас ждет после сада - т. е. обычная общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т. п. или специализированная? Сказали, что комиссия еще будет перед школой. Могу ли я опротестовать решение уже прошедшей комиссии? Заранее спасибо за ответ!
Публикация «Что означает статус ОВЗ?» размещена в разделах
Отвечает логопед:
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР 1,2,3 ур., ФФНР, дизартирии) логопед обязан направить ребенка на ТПМПК для решения вопроса о зачислении ребенка на специализированные занятия.
Если родитель отказывается от ТПМПК – тогда логопед не сможет зачислить на коррекционные занятия Вашего ребенка.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) НА ЛОГОПУНКТ теперь ЗАЧИСЛЯЮТСЯ дети прошедшие ТПМПК и имеющие статус ОВЗ.
Давайте разбираться. Понятно, что вас как родителей, смущает момент - а что же нас ждет после сада, имея этот статус.
Дети с ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья. Это группа детей с различными отклонениями в развитии. В Вашем случае - это «ограниченные возможности В РЕЧИ», так как ребенок не может наравне со своими сверстниками выговаривать чётко звуки. Теперь вот о речи. Просто так статус ОВЗ не ставят, значит есть на то причины, это может быть тяжелое нарушения речи –ТНР. ТНР бывает например дизартрия(«каша во рту», очень трудно понять, что ребенок говорит, вследствие того, что плохо работают мышцы артикуляционного аппарата, ФФНР (ребенок не произносит правильно звуки, их путает,оглушает, ОНР-общее недоразвитие речи, оно бывает 3 уровней. Просто нарушение звукопроизношения, небольшие перестановки слогов, замена звуков - это не ТНР. Нужно смотреть какой из речевых диагнозов поставили ребенку на ТПМПК. В детском саду работает ПМПК, но диагноз члены комиссии не ставят, только описывают состояние ребенка, делают предположения и направляют на территориальную комиссию (или приглашают эту комиссию в детский сад). Родители должны дать на это согласие, пройти многих врачей, в том числе невролога и детского психиатра, присутствовать на заседании и консультации.
На основании заключения этой комиссии, логопед занимается не только постановкой звуков и введением их в речь, но и занимается развитием речи (пополняет словарный запас, обучает грамоте). Программа по развитию речи для детей с ТНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю.
Логопедические заключения, такие как ФФНР, ОНР 1,2, 3 уровня, дизартрия, заикание - это неприятно, но не катастрофично. В саду занимается логопед, дома (обязательно) Вы родители, все, что напишут в тетради - делать! Автоматизировать (проговаривать) звуки. Обязательно закрепление дома логопедической работы по расширению словаря, исправление слоговой структуры, согласование существительных в роде, числе (исправлять такие ошибки в речи ребенка, как: мой чашка, пять котлетов). Пойте песенки. учите стихи (лучше всего Барто, Толмачева) - маленькие, но для детей понятные и удобные.
Как только появится положительная динамика в речевом развитии, Вам предложат пройти повторно ТПМПК и статус ОВЗ на комиссии снимут. Если вы по каким-либо причинам, не желаете пройти повторно ТПМПК, это Ваше право, документы детсад никуда не передает и в школу Вы в праве идти в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель).
Конечно лучше в детском саду постараться устранить речевые нарушения, а при прохождении комиссии перед школой, реально оценить возможности ребенка. Мы, педагоги, не нагнетаем, а предупреждаем, что помощь детям очень нужна и сейчас и потом, но решать, конечно Вам.
Сейчас диагноз ОВЗ ставят многим деткам, в том числе и с нарушениями речи. В дальнейшем на выбор школы это никак не повлияет. Эти дети учатся с остальными наравне, только если им будет тяжелее осваивать школьную программу, тогда учителя не дают большой нагрузки для них.