Татьяна Котова
Что нужно знать родителям о коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности ребё нка условно может быть разделена на этапы:
• развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитационных способностей;
• расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
• развитие диалогической и монологической форм речи.
Публикация «Что нужно знать родителям о коррекции речи» размещена в разделах
На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.
Основные задачи:
1. Формирование навыка понимания речи.
2. Уточнение значения слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
3. Уточнение значения имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение употреблением новых грамматических форм и конструкций в самостоятельной речи.
4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Наиболее важные коррекционные задачи рекомендуется выносить на родительские собрания, освещать в других формах взаимодействия с родителями.
Родителям следует знать, что сроки преодоления речевых недостатков зависят:
• от степени сложности дефекта;
• от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
• от регулярности занятий;
• от участия родителей в коррекционном процессе.
Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую и длительную помощь ребёнку в занятиях с логопедом. Напомнить, что чёткая и правильная речь нужна ребёнку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки желательно в детском возрасте — всему своё время.
На консультациях и совместных занятиях родителям можно показывать максимально понятно логопедические приёмы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля за поставленными звуками, т. к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и сломать старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются : «Не хочет заниматься дома!» Причину отказа от занятий необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребёнку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с логопедом, другими педагогами и специалистами может разрешить многие проблемы. Логопед (педагог) должен учитывать при этом темперамент, характер ребёнка, принадлежит он к лево- или правополушарному типу, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т. д.