Ксения Пьянзина
Консультация «Что надо знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Стихи - это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы. Значит, надо с первых же занятий обратить внимание детей на рифму. Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек. Такое созвучие может быть в двух, а иногда и в большем количестве строчек. Например: А кузнечик, а кузнечик, ну совсем как человечек, скок, скок, скок за кусток под мосток и молчок!
Публикация «Консультация „Что надо знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
В этом отрывке из «Мухи-Цокотухи» К. Чуковского ярко выражена рифма: и в двух строках (кузнечик- человечек, и в четырех последних (скок – за кусток – под мосток - и молчок). Кроме того, в последних четырех строчках хорошо подчеркнут ритм прыжков, что поможет ребятам при чтении создать яркий образ живого кузнечика.
Но особенно легко воспринимается рифма в сказке К. Чуковского «Телефон», где в разговоре. Слона с доктором Айболитом (а именно ему звонят все звери) рифмуется вопросы и ответы. Вот начало этого стихотворения. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорил?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего. И т. д.
Здесь настолько слышна рифма, что уже при повторных чтениях этого диалога ребята сами отвечают за слона. Значит, быстро запомнится текст им помогла рифма.
В стихах для детей чаще всего используют парную рифму. В ней рифмуется окончания слов двух ближайших строчек.
Ехали медведи
На велосипеде, а за ними кот
Задом на перед. (К. Чуковский, «Тараканище».)
В такой короткой строке особенно четко слышна парная рифма.
Но в детских стихах встречается и перекрестная рифма, когда окончание 1-й строки рифмуется с 3-й, а 2-й - с 4-й. Например, в стихах для малышей у А. Барто «Деревянный бычок».
Идет бычок, качается,
вздыхая на ходу:
- ох доска качается,
сейчас я упаду!
Четко услышать более сложную перекрестную рифму здесь тоже помогает короткая строка. Когда же строки становится длиннее и ритмически усложняется, то уловить ее маленькому ребенку очень сложно, а запомнить текст еще сложнее.
Надо тренировать детей воспринимать рифму на слух. Лучше это делать в игровой форме. «Игра в рифму» может быть разнообразной: может, например, читать «Телефон» К. Чуковского и определить рифму на слух, можно придумать одно или несколько рифм на заданное слово, например: «лейка-скамейка», «галка-палка-скалка» и т. д.
Прежде чем заучивать с ребенком не совсем понятный ему текст, объясните незнакомые слова, объясните, что это сказка, где встречаются разные чудеса; тогда ребенок поверит и в ученого кота, который поет песни и рассказывает сказки, и в русалочку – очень красивую девушку с рыбьим хвостом, которая живет в воде; и в лешего – страшного, косматого старика, заманивающего путников в лес, чтобы те заблудились. У ребенка не вольно появляется «внутреннее видение» всех персонажей, особенно если вы покажете ему соответствующие иллюстрации.
Сказка предполагает чудеса, следовательно, таинственность.
Там на неведомых дорожках
следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
А. С. Пушкин строит сказочные образы на контрастах, дает их в противопоставлениях, что усиливает яркость образов
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Некоторые образы, встречающиеся здесь, позднее перешел в пушкинские сказки, как «тридцать богатырей с дядькой морским» - в «Сказку о царе Салтане»;
. И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златого горя,
Все красавицы молодые,
Великаны удалые, Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.
Вы чувствуете, как обогатились образы богатырей, а «Морской дядька» превратился в «старого дядьку Черноморца». Для своих сочинений Александр Сергеевич пользовался и образами из русских народных сказок:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама с собой.
Слова «В темнице там царевна тужит. А бурый волк ей верно служит.» напоминают нам картину Васнецова «Царевич на сером волке»,
которая и может служить иллюстрацией. Следовательно, начиная с детьми работать над стихотворением, надо вчитаться в текст, прочитав его несколько раз ребенку и каждый раз углубляя объяснение и находя что -то новое. вместе с ребенком вспомните всех действующих лиц. Чтобы он ярче представил себе, используйте иллюстрации. Надо выяснить, как действующие лица относятся друг к друга, как ребенок относится к ним. кто нравится ему, а кто нет и почему.
Стихотворения часто имеют несколько смысловых частей или отрывков. необходимо, чтобы ребенок понял содержание каждого отрывка: о чем в нем говорится, что главное, какое название ему можно дать. Потом определите, что хотел автор сказать всем произведением. Например, стихотворение С. Маршака «Мяч!» четко делится по смыслу на две части. В первой части мальчик любуется своим мячом и с удовольствием играет с ним. Поэтому ее можно озаглавить так – «Люблю свой мячик».
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда
помчался
вскачь?
красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко топал. Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
В первой части особенно «Я тебя ладонью хлопал» автор применяет звукоподражания, короткая строка в одном слово создает звуковое впечатление ритма прыгающего мяча, не забывайте, что в стихах, в конце каждой строки, должна быть пауза, которая называется «построчная стихотворная пауза». Поэтому написать и прочитать этот текс по- другому будет неправильно. Например:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался в вскачь?
Желтый, красный, голубой,
не угнаться за тобой.
Внешне стих как бы сохранятся, так как в конце строки есть рифма (мяч - вскачь, голубой - за тобой) но, ликвидируя авторский ритм стиха, мы не сможем точно донести его мысль.
Во второй части состояние мальчика изменяется, он опечален, и другим становится ритм стиха.
А потом ты покатился и назад не воротился, покатился в огород. Докатился до ворот, подкатился под ворота, добежал до поворота, там попал под колесо, лопнул, хлопнул вот и все!
Второй части можно дать такое название – «Жаль мяча»,а идею всего стихотворения можно определить словами: «Береги то, что тебе дорого!».
Чтобы у слушателя возникали такие же яркие образы, какие вы рисуете ему словами, вы сами должны все это четко себе представить. К. С. Станиславский говорил: «без представления нельзя высказывать свои суждения», необходимо все, о чем говоришь, как бы видеть «внутренним взором». А что значит увидеть "внутренним взором?" Это можно объяснить так.
Вам подарили красивую куклу, о которой вы давно мечтали. Дома вы поиграли с ней, полюбовались ее нарядом, прической, туфельками. Когда встретились с друзьями и стали расхваливать свою куклу, то рассказывали о ней с такими подробностями, что слушателям казалось - они тоже видят ее во всей красе! рассказывая о кукле, вы настолько хорошо представляли ее о себе, что как бы видели ее «внутренним взором». По этому поводу К. С. Станиславский сказал свою крылатую фразу : «Говори не, сколько уху, сколько глазу».
Чтобы передать мысли автора, чтец воздействует на слушателя не только тем, что говорит, но и как говорит. рассказывая, чтец показывает свое отношение, вкладывая в слова внутренний смысл, который является подтекстом. Подтекст - это скрытый смысл, который мы и хотим донести до слушателя. От подтекста слова становятся действенными. Это значит: я хвалю, я ругаю, я прошу, я требую, я удивляюсь, я возмущаюсь и т. д. Я даю свое отношение к событию, о котором рассказываю. Но употреблять слова "подтекст»,как и другие термины, в разговоре с ребенком не следует : это будет для него непонятно. Однако взрослым это понять необходимо. Ребенок поймет слово «подтекст» позднее, когда почувствует его на конкретных примерах.
Сказка К. Чуковского «мой до дыр» начинается со слов мальчика - грызнули, который удивляется, почему от него убежали все вещи. Подтекстом чтения этих слов будет: я удивляюсь.
А теперь этот текст прочитайте по- другому: вы возмущаетесь, почему убежали все вещи! Это ужасно! Что Вы чувствуете, как один и тот же текс звучит совершения действующего лица к событию, е. е. от разного подтекста, эти слова можно прочитать и с другим подтекстом - вы огорчаетесь: Что теперь мне делать, одеяло убежало и т. д. Как видите, подтекстов можно быть много. Поскольку сказку «мойдодыр» ребята любят, разберем ее более подробно.
Первую часть можно назвать «необычайное происшествие». Читаем с начала и до слов «и несется кувырком». Пусть подумают и скажут, почему сбежали все вещи.
Название второй части – умывальник «мойдодыр» - борец за чистоту. Начинается со слов «Вдруг из маминой из спальни» и до слов "Кара-барас!» Разбирая вторую часть, непременно выясните с детьми, почему автор дал умывальнику такое необычное название – «Мойдодыр». Что оно обозначает ( расшифруйте: «мой тщательно»).
Третья часть «Все помощники мойдодыра - на борьбе с грязью». Со слов «И сейчас же щетки, щетки затрещали, как трещотки» и до слов «И кусает, как волчица».
Четверная часть «Друг грязнули Крокодил - тоже борец за чистоту». Со слов «вдруг навстречу мой хороший, мой любимый крокодил» и до слов «Растопчу и проглочу! – говорит».
Пятая часть «Какой чистый и понятный мальчик!» со слов "Как пустился я по улице бежать.» и до слов «С неумытого лица».
Шестая часть «друзья и вещи воротились!» со слов «И сейчас же брюки, брюки.» до слов «мойдодыр угодил!» Седьмая часть" хвала чистоте! со слов "надо надо умываться. " и до конца.
Прочитав сказку, выясните с детьми главные слова, в которых заключена ее идея. (Конечно, «надо, надо умываться».)
Большое количество частей бывает только в длинных сказках или стихах. Небольшие стихи для малышей обычно стоят из одной - двух частей. Примером тому может служить стихотворение Г. Сапгира «Кошка».В этом диалоге между девочкой и кошкой три раза встречается слово «мяу», и каждый раз оно звучит по-разномую. Если вначале «мяу» обозначало имя, то во второй раз - это просьба говорить тише, чтобы мышки не услышали, и в третий раз, когда кошке предложили молочка, она радостно замяукала в ответ. Так разные подтексты меняют звучание не только слов, но иногда и всего стихотворения.
Работа с ребенком над стихами развивает его мышление, пробуждает творчество, заставляет задумываться над главной мыслью произведения.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы» авторы: Н. Е. Веракса, Т. А. Комарова, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»2014год (ФГОС).
2. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» 2016г (ежемесячный).