Любовь Николаевна Рослякова
Чоргуньский мост — акведук на Черной речке (фотозарисовка)
▼ Скачать + Заказать документы
Чоргуньский мост, соединяющий берега Черной речки неподалеку от села Хмельницкое, можно принять за обычный каменный мост. В действительности это акведук, построенный в XIX веке. Слово акведук, состоящее из двух частей: aqua – вода и duco – веду, означает «водовод». Обычно же акведуком называют часть водовода в виде моста с каменным каналом, проходящего над оврагом, рекой, дорогой.
Темочки:
Чоргуньский мост-акведук между селами Хмельницкое и Черноречье является последним неплохо сохранившимся мостом бывшего восемнадцатикилометрового водовода. Он построен из местного инкерманского известняка, в античном стиле знаменитых древнеримских инженерных мостов. Это многопролетная конструкция с арочными сводами, в верхней части находится канал для подачи воды. Ширина акведука – 4, 5 м, длина – 12 м, высота около 8 м.
Подходя к мосту, сразу обращаешь внимание, что это основательное сооружение, построенное на века. Интересно, что у него отсутствует фундамент – он опирается прямо на деревянные срубы, уложенные на дно речки.
Севастополь всегда остро нуждался в пресной воде. Еще в 20-х годах XIX века под началом французского инженера А. Рокура создан проект водопровода, предназначенного подать воду к городу из Черной речки. Позже проект доработал англичанин Джон Уптон, автор знаменитой Графской пристани в Севастополе. Под руководством адмирала М. П. Лазарева водопровод и был построен, и назывался он Лазаревским. Водовод имел общую длину 18 км, состоял из трех тоннелей и четырех акведуков, подавал воду к сухим докам Корабельной бухты.
Казалось бы, зачем заполнять доки пресной водой, когда ее не хватает городу, а вокруг полно морской? Дело в том, что в заливах возле Севастополя жили особые морские черви, уничтожавшие деревянные корпуса судов буквально за несколько лет. Но если осушить док, а потом заполнить его водой пресной, то черви быстро погибали.
Вода по этому водопроводу подавалась чуть более 10 лет до Крымской войны;
во время первой обороны Севастополя 1854-1855 годов доки были повреждены, а затем взорваны уходящими из Крыма англичанами. После окончания войны водопровод восстанавливать не стали, а позже, при строительстве железной дороги, его часть была вообще уничтожена.
Остатки акведуков сохранились в Аполлоновой и Ушаковой балках Севастополя. В Аполлоновой балке сохранилось 9 пролетов (длина каждого 5 м, в Ушаковой — 6 пролетов полностью и 2 частично. Остатки акведуков можно увидеть, проезжая на электричке.
Единственным полностью сохранившимся участком водопровода является Чоргуньский мост-акведук.
Местность по берегам Черной речки и вокруг Чоргуньского моста живописно заросла деревьями, кустарником, плющом, травами, цветами.
Июнь 2016
Чоргуньский мост :


Каменный канал на мосту :

Остатки водовода:

Черная речка :
Февраль 2017: