Олеся Жарикова
Читаем вслух. Памятка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Для вашего ребенка вы - первые и самые главные учителя. Именно вы учите его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читаете первые книжки.
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения, внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя.
Каждый из вас знает, как любят ваши дети, когда вы им читаете вслух. Именно ваше чтение дома, в спокойной доверительной обстановке, поможет донести до ребенка все художественное своеобразие книги.
Публикация «Читаем вслух, Памятка для родителей» размещена в разделах
Если вы любите читать, то и у вашего ребенка скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Если вы будете читать вместе с детьми, то это сблизит вас, а также поможет ребенку лучше усвоить содержание прочитанного.
Предлагаем некоторые советы, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:
Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга - это не игрушка,не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками. После рассматривания убирайте книгу на место.
Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, сидите перед ребенком так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок - слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка. В процессе чтения ребенку нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам сказки и стихи, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не драматизируйте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать все услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого вам надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для вас это и скучновато, но для него - нет. Сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать : ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге вы и найдете ли для нее должное место в своей семейной библиотеке. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло. Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки.
С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем или библиотекарем. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно. Чем раньше ребенка приучать быть слушателем чтения, тем больше надежды, что книга войдет в его жизнь.