Департамент труда и социальной защиты
Чем занять особого ребенка летом, рассказали специалисты реабилитационных центров
▼ Скачать + Заказать документы
С наступлением лета каждый родитель стремится, чтобы его ребенок проводил больше времени на свежем воздухе, на природе. Как интересно и с пользой провести теплое время года, рассказали специалисты столичных реабилитационных центров.
В Реабилитационном центре для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта в Зеленограде для ребят часто проводят занятия на улице. Дети и взрослые вспоминают известные игры и узнают новые. Летом в учреждении проводят мастер-классы на тему «Игры нашего двора» – это всеми любимые классики, резиночки, вышибалы и другие. Они не требуют специальных условий и оборудования, зато помогают развить ловкость, меткости, координацию и выносливость.
Публикация «Чем занять особого ребенка летом, рассказали специалисты реабилитационных центров» размещена в разделах
- Лето
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
«Дети с особенностями здоровья имеют разные физические возможности. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр. При организации нужно соблюдать определенные условия: учитывать темп – не выполнять задание на скорость, а делать упор на точность; правильно дозировать нагрузку – сокращать длительность игры, вводить перерывы для отдыха, уменьшить размер игровой площадки. Если ребенку тяжело справиться с заданием – упростить правила. Игры доступны и тем детям, которые имеют выраженные двигательные нарушения и передвигаются в коляске. В нашем центре большой популярностью среди детей пользуются настольный теннис на колясках и дартс. А еще мы проводим много эстафет и веселых стартов, в которых участвуют дети с различными ограничениями возможностей здоровья», – рассказывает Мария Строкан, врач по лечебной физкультуре РЦИМФКиС.
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре Юлия Быстрова также отмечает полезность для особых детей летних игр на свежем воздухе: «Игра в команде воспитывает умение действовать в коллективе, чувство взаимовыручки, а также способствует развитию мышечной силы, двигательной реакции, координации движений. Соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды – все это воспитывает выдержку. Развивает такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке».
Подвижные игры на детской площадке разовьют не только двигательные навыки, но и научат следовать правилам. Организатором игр сначала следует быть родителю или взрослому, сопровождающему ребенка. Позже эту функцию можно передать самим детям.
«Для того, чтобы ребенок не скучал и мог проводить время с пользой, родителям лучше все продумать заранее. Желательно привлечь всю семью, так как совместные дела объединяют и сближают всех участников события. Важно учитывать, что особый ребенок во время летнего отдыха должен поддерживать достаточный уровень физической активности и иметь возможность общения со сверстниками», – отмечает Юлия Патонышева, психолог Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла».
Однодневные походы с привалом обязательно понравятся детям, особенно, если взрослые будут давать ребятам задания в виде ребусов, лабиринтов, подвешенных на деревьях сюрпризов. Во время прогулок важно развивать органы чувств: ходить босиком по траве, нюхать цветочки, наблюдать за насекомыми и животными.
Для развития памяти, внимания, мышления можно предложить детям какой-либо творческий или познавательный проект, на который необходимо выделить время. Например, сбор растений для гербария. Ребенок не только изучит, какое растение он берет, но и правильно оформит коллекцию. В один проект можно объединить несколько детей, так они будут учиться находить общий язык, договариваться, cогласовывать действия. Ребята могут привозить растения из тех мест, где они побывали на каникулах, делиться друг с другом.
Правильно организованный досуг ребенка дает ему возможность применить на практике все те знания и умения, которые он приобрел в течение учебного года.
Специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 105 рекомендуют такие игры на свежем воздухе:
Для развития памяти отлично подходит игра «Запомни и назови». Нужно спрятать под разные листочки 5-7 мелких предметов, ребёнок по памяти называет, какой предмет лежит под каждым листком. Модифицировать эту игру можно изменив правило: «Угадай, что изменилось». Ребёнок запоминает, где спрятаны предметы, закрывает глаза, а затем находит их. Необходимо поменять местами предметы под листочками.
Если у вас есть под рукой непрозрачный целлофановый пакет, предлагаем игру «Волшебный мешочек». Ребёнок на ощупь определяет мелкий предмет, называет его и только потом достаёт его из мешочка и проверяет, угадал ли он. В мешочек можно положить цветок, желудь, шишку, камешек, ракушку и т. п.
Для игры «Пушинка» понадобится перышко или воздушный шарик. Количество игроков – не менее двух. Участники встают друг напротив друга, между ними линия, которую нельзя переступать. Ведущий подбрасывает пёрышко (воздушный шар) над головами игроков. Задача – передуть его на сторону противника. Команда, заступившая на линию или дотронувшаяся до пёрышка, терпит поражение.
Справочно
В системе соцзащиты Москвы 18 реабилитационных и реабилитационно-образовательных и центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексное восстановление. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте.