Елена Попова
Внеклассное чтение по рассказу Леонида Андреева «Петька на даче». 3–4 классы
▼ Скачать + Заказать документы
Час вдумчивого чтения для учащихся 3–4-х классов «Мечта разбитого сердца»
По рассказу Леонида Андреева «Петька на даче»
Для учащихся 3-4-х классов
Необходимые материалы : Кн. выставка «Читаем Леонида Андреева», портреты русских писателей, аудиозапись рассказа «Петька на даче», цветные карандаши, акварельные краски и альбомные листы, книги Л. Андреева для награждения активных читателей)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке!
Публикация «Внеклассное чтение по рассказу Леонида Андреева „Петька на даче“, 3–4 классы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Темочки
Ведущий 2: Обратите внимание на представленные на слайде портреты русских писателей. Найдите портрет Л. Н. Андреева. Назовите имена и фамилии всех писателей и вспомните хотя бы одно произведение, которое они создали.
Конкурс «Чей портрет?»
на слайде демонстрируются портреты русских писателей, которые писали и для детей:
Чехова А. П. ,
Тургенева И. С. ,
Куприна И. А. ,
Андреева Л. Н. ,
Некрасова Н. А. ,
Маяковского В. В.
(Второй Ведущий оценивает ответы детей)
Ведущий 2: Впервые о Леониде Андрееве как о писателе узнали читатели газеты «Курьер», в которой он опубликовал в 1899 году свои первые рассказы «Петька на даче» и «Ангелочек».
Французский писатель Андре Моруа говорил, что «Есть только одно средство стать культурным человеком- чтение. Ничто не может его заменить».
Ведущий 1: А выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело".
Давайте на примере рассказа Леонида Андреева «Петька на даче» попробуем понять, что же хотел сказать нам автор. Вдумчиво читая этот рассказ, вы смогли узнать характеры героев, обстоятельства их жизни; понять о чем они думают и мечтают. Мы предлагаем вам, ребята, поделиться друг с другом своими мыслями и чувствами, которые вызвал у вас прочитанный рассказ, посоревноваться в знании текста.
Ведущий 1: Читая рассказ, вы, ребята, обратили внимание, что автор повествует о жизни Петьки в городе - этому посвящена бо!льшая часть произведения, и о его пребывании на даче. Причем, на даче он проводит совсем немного времени. Задумайтесь, пожалуйста, почему же рассказ назван именно так? Об этом мы поговорим с вами в заключении нашей встречи. Ребята, те, кто внимательно читал рассказ «Петька на даче» ответят на вопросы по тексту произведения. Самые внимательные и активные читатели в конце нашей встречи будут отмечены памятными призами.
Вопросы по тексту
1) Сколько лет Петьке? (10 лет)
2) Сколько лет он работает в парикмахерской? (3 года)
3) Кто его родители? (Его мать была кухаркой (работала на кухне) у богатых господ, отца не было.)
4) Как его называют в парикмахерской? («мальчик») Объясните значение этого слова. «Мальчик» – малолетний работник в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России.
5) Как обычно проходили дни у Петьки? (Петькины дни были однообразны, похожи друг на друга, как два родных брата.)
Ведущий 2: Ребята, перед вами сборник произведений Л. Андреева. Найдите в тексте рассказа ответы на следующие вопросы:
Работа с текстом в парах
Дети зачитывают ответы на вопросы
1) Как автор описывает внешность героя? («Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика").
2) Как к Петьке относится хозяин, посетители парикмахерской?
(«Когда он (посетитель) поднимал глаза выше, то видел отражение парикмахера, странное и как будто косое, и подмечал быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота. Если его брил не сам хозяин Осип Абрамович, а кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла, то шепот становился громким и принимал форму неопределенной угрозы:
–Вот погоди!
Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждет наказание. «Так их и следует»,– думал посетитель, кривя голову набок и созерцая у самого своего носа большую потную руку. ")
3) Каким хотелось стать Петьке, глядя на другого мальчика Николку? («Николка знал по именам многих женщин и мужчин, рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы. А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же. ")
4) Ребята, обратите внимание на следующие слова: «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы.» Как вы их понимаете? (Так автор открывает затаенную мечту Петьки о счастье, о таком месте, где не будет этих серых, скучных, однообразных дней, злых и грубых людей)
Ведущий 1: Ребята, какие чувства вызывает у вас описание жизни Петьки в парикмахерской? (Сострадание, жалость, грусть) А если представить, что вы оказались бы рядом с Петькой, как вы могли бы ему помочь?
Ответы детей
Ведущий 1:
1) Как воспринял Петька известие о поездке на дачу?
("Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха, и он начал торопить Надежду. Той нужно было, ради пристойности, поговорить с Осипом Абрамовичем о здоровье его жены, а Петька тихонько толкал ее к двери и дергал за руку. Он не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стремился. ")
2) Как герой ведет себя в поезде?
("Петька прилип к окну, и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным и широким, точно с крыши смотришь. Петька видел его с своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне, и по нем плыли, как ангелочки, беленькие радостные облачка. Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. ")
3) Найдите в тексте, как автор описывает жизнь Петьки на даче.
1-й ученик («В первые два дня Петькина пребывания на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыни в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать.»)
2-й ученик («Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына. Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся. Он дал Петьке подержать одну удочку и потом повел его куда-то далеко купаться. Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги. В эти минуты он был очень похож на щенка, впервые попавшего в воду. По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца; лазали на заросшую деревьями крышу и бродили среди разрушенных стен громадного здания. Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.
Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. ")
Ведущий 2: Обратим внимание, друзья, на слова: «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.» О чем хочет сказать автор?
(О том, что, наконец-то, найдено то желанное место, о котором так мечтал Петька в городе. Здесь легко, радостно, здесь мальчика окружают веселые, приветливые люди. Это то место на Земле, где Петька счастлив.)
Что же прерывает это безмятежное житие? Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка рассказа «Петька на даче»
Сценка
Автор: Вышел барин и, положив руку на плечо, сказал:
Барин: Что, брат, ехать надо!
Автор: Петька конфузливо улыбался и молчал.
«Вот чудак-то!» – подумал барин.
Барин: Ехать, братец, надо.
Автор: Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила:
Надежда: Надобно ехать, сынок!
Петька : Куда?
Автор: Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено.
Надежда: К хозяину Осипу Абрамовичу.
Автор: Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как божий день. Но во рту у него пересохло, и язык двигался с трудом, когда он спросил:
Петька : А как же завтра рыбу ловить? Удочка – вот она…
Надежда: Что же поделаешь. Требует. Прокопий, говорит, заболел, в больницу свезли. Народу, говорит, нету. Ты не плачь: гляди, опять отпустит, – он добрый, Осип Абрамович.
Автор:Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт – удочка, с другой призрак – Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.
Ведущий 1:
1) Как изменяется Петька по дороге домой? (Город убивает в мальчике все детское, живое, на лице опять появляются старческие морщинки).
2) Изменилось ли что-нибудь в парикмахерской?
(" И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот погоди!» Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания. ")
3) Как автор характеризует рассказы Петьки о даче? ("А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал. ")
Ведущий 2: Счастливый случай - поездка на дачу кажется сказкой, сном. Вернувшиеся серые, монотонные дни в парикмахерской гасят всякую надежду на счастье. Город есть и будет. Будет губить все светлые впечатления, и, кажется, невозможно преодолеть его влияние. «Мимо проезжал обоз и своим мощным громыханием заглушал голоса мальчиков и тот отдаленный жалобный крик, который уже давно доносился с бульвара.» Ребята, вы согласны с этой мыслью? Город побеждает дачу — этот момент небывалого счастья? Разбивается ли мечта маленького измученного сердца о том чудесном месте, где он чувствует себя дома?
Ответы детей
Ведущий 2: Хочется верить, что Петька найдет то место, где ему будет хорошо, где рядом будут добрые и внимательные люди, что его разбитое сердце исцелится и обретет радость.
Есть много звуков в сердца глубине,
Неясных дум, непетых песней много;
Но заглушает вечно их во мне
Забот немолчных скучная тревога.
Тяжел ее непрошеный напор,
Издавна сердце с жизнию боролось —
Но жизнь шумит, как вихорь ломит бор,
Как ропот струй, так шепчет сердца голос! (А. Толстой)
Ведущий 1: Друзья, есть такая замечательная фраза: «Читаешь — значит талантлив». Чтение пробуждает, развивает творческие способности человека. Предлагаем вам создать иллюстрации к рассказу «Петька на даче». Вы можете изобразить самый важный, на ваш взгляд, эпизод, или портрет главного героя.
Конкурс «Лучшая иллюстрация»
Ведущий 1: Пока наши художники создают свои рисунки, давайте ответим на вопросы:
1) Почему рассказ назван «Петька на даче»?
(Этим названием автор подчёркивает особую важность этого события для героя рассказа. Петька живёт тяжелой, беспросветной жизнью и поездка на дачу становится для него самым ярким, радостным, сказочным событием в жизни. Воспоминания о даче и робкая надежда на новое посещение помогают мальчику продолжать жить в этом жестоком мире.)
2) А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа? (Жалость,сострадание, сочувствие, радость, умиление)
3) Ребята, над какими вопросами приглашает нас подумать автор?
(Автор призывает нас задуматься о судьбе детей, которые поставлены в трудные жизненные обстоятельства. Он учит нас быть чуткими, добрыми, уметь сострадать и помогать конкретными делами, тем, кому трудно.)
Ведущий 2: А сейчас давайте послушаем отрывок рассказа в исполнении замечательного русского актера Олега Табакова.
Звучит аудиозапись 1981 года
Со слов: «В первые дни он часто возвращался к матери.» и до конца рассказа.
Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, что будет дальше? Попадет ли еще раз Петька на дачу? Попробуйте дописать возможный конец рассказа. Это будет вашим домашним заданием. Лучшие творческие работы будут представлены читателям библиотеки. А сейчас мы наградим самых активных, думающих и внимательных участников сегодняшней встречи книгами Л. Андреева.
Награждение
Ведущий 1: Наши иллюстраторы представляют нам свои работы. Давайте вместе определим лучшие рисунки.
Награждаются лучшие рисунки
Ведущий 2: Встреча с интересной книгой — это всегда открытие, радость, возможность подумать, пофантазировать. Хорошие книги делают нас умнее, добрее, интереснее. «Каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов.», - так писал русский философ Иван Александрович Ильин. Очень надеемся, что рассказ Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче», над которым мы сегодня так много размышляли, помог нам добавить в наши букетики чтения новый цветок. До новых встреч, наши вдумчивые, внимательные и талантливые читатели!
Список используемых материалов:
Андреев Л. Н. Повести и рассказы. - М. : Правда, 1984. - 216с. : ил.
Андреев Л. Н. Рассказы. - М. : Детская литература, 1976. - 56с. : ил.
Интернет-материалы