Людмила Лавринович
Час общения «Привычки вредные и полезные»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс: 6А
Тема занятия курса: «Воля. Самостоятельность»
Тема час общения : «Привычки вредные и полезные»
Цель часа общения : презентация активных форм проведения часов общения в рамках эксперимента по апробации технологии Г. К. Селевко «Самосовершенствование личности»
Задачи: 1. воспитывать умения противостоять давлению сверстников,
контролировать свои поступки;
2. формировать здоровые установки и навыки ответственного
поведения;
Публикация «Час общения „Привычки вредные и полезные“» размещена в разделах
3. побуждать детей к формированию у себя хороших привычек;
4. воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
5. пропагандировать здоровый образ жизни
Оборудование: 1. рисунки детей на тему «Царство вредных привычек»
2. карточки с ключевыми словами на тему «Царство
полезных привычек»
3. раздаточный материал
Форма проведения занятия: путешествие
Этапы проводимого занятия:
• Эмоциональная разминка. Упражнение «Комплимент-пожелание»
• Игра-активатор. Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления
Интерактивная беседа на тему «Что такое привычка?»
• Ранжирование
• Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек»
• Тест «Сможешь ли ты устоять?»
• Ролевая игра «Умей сказать «НЕТ»
• Работа в группах. Путешествие в Царство полезных привычек
• Рефлексия. «Метод недописанного тезиса»
Ход часа общения
1. Упражнение «Комплимент»
2. Работа в парах «Кто быстрее, дружнее, внимательнее»
Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления
- Ребята, у вас на партах лежат карточки.
Ы У О Р
У П О У
И О В Ч
У К О А
- Что записано на карточках? (Буквы)
- Ваша задача – вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
- Какое слово у вас получилось? (Привычка)
2. Введение в тему. Интерактивная беседа
- Что означает слово «привычка»? (Работа с толковым словарём)
- То есть привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далёкие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- А у вас есть привычки?
- Перечислите, какие привычки есть у вас и ваших сверстников.
- Внимательно рассмотрите данные рисунки. Ребята, а как вы думаете, на какие две группы можно разделить изображённые на рисунках действия детей? Можно ли данные действия назвать привычками? (На плохие и хорошие, полезные и вредные)
- Что значат, по-вашему, полезные привычки?
- Какие привычки мы относим к вредным?
- Ребята, а к чему приводят вредные привычки?
- Конечно же, вы правы, по мере употребления табака, алкоголя, употребления наркотиков, увлечения игровыми автоматами у человека сначала развивается привычка, а затем зависимость (болезнь). Человеку, который имеет вредную привычку и затем попадает в зависимость, очень трудно отказаться от данной зависимости. Из всего этого можно сделать очень простой вывод о том, что лучше всего не иметь привычки – это не начинать пробовать вообще.
3. Целеполагание.
- Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящёно наше занятие сегодня?
- Сегодня на часе общения мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.
- Прочитайте эпиграф и подумайте, какое отношение он имеет к нашему сегодняшнему разговору.
4. Работа по карточкам
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием:
* прочитай список привычек;
* выбери из него полезные привычки и поставь напротив каждой «+»;
* выбери из него вредные привычки и поставь напротив каждой «-»;
* если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь «?»
Список привычек :
• спать с открытой форточкой
• обманывать
• умываться
• чистить зубы
• грызть ногти
• сутулиться
• класть вещи на место
• выполнять домашнее задание
• делать ежедневно зарядку
• пропускать уроки
• говорить правду
• лениться
• читать лёжа
• мыть за собой посуду
• драться
• конфликтовать
- Итак, какой вывод мы можем сделать? (Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие – появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь)
5. Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек»
Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоёвывали соседние земли, а завоёванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжёлую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых – восстание под предводительством Спартака.
Прошли века, и человечество избавилось от рабства.
Но в наши дни сохраняется добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети, когда они становятся рабами вредных привычек.
Посмотрите на классную доску. Это царство вредных привычек. В этом Царстве самые крупные города – это Никотин, Алкоголь, Наркотик, Азарт. Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек : курения, пьянства, наркомании, игромании. Их удел нищета, болезни, смерть. Но почему же так тянет людей в это тёмное царство? Чем же заманивают людей эти вредные привычки?
Они одурманивают своими вкрадчивыми заклинаниями (вкрадчивым голосом) :
«Всё в жизни нужно попробовать»
«Вокруг такая скука, нужно развлечься, расслабиться»
«Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как призывно светятся огоньки в игровых автоматах
«Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появится столько друзей!»
«А в виртуальной игре ты можешь в один миг стать победителем! И не нужно учиться, трудиться, добиваться чего-то в жизни!»
(Обычной интонацией) Можем ли мы устоять перед этими зазывами?
6. Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведём тест, который поможет вам оценить свои силы.
Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трёх часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты её?
10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты ещё не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число.
Если вы сказали «да» не больше 3 раз – вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это приносит вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже
Вам не всегда удаётся управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз – тут ужепора задуматься.
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Этот тест нельзя назвать серьёзным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
7. Ролевая игра «Умей сказать «нет»
Мы начали классный час с разговора о рабстве. Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые по слабости и безволию становятся рабами вредных привычек. Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство? Здесь может быть только один ответ: надо научиться говорить…
Дети (хором). НЕТ!
Вот мы сейчас и будем это делать. К нам пожаловали гости от туристического агентства «Тёмное царство» - Кощей Бессмертный и Баба-Яга.
Кощей. Добро пожаловать в Тёмное царство!
Баба-Яга. Предлагаем вам 10 способов, как попасть в Царство вредных привычек.
Но мы-то с вами, ребята, знаем, что попасть в это Царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все эти призывы у нас один ответ…
Дети (хором). НЕТ!
Яга. Посмотрите, какие красивые и изящные сигареты.
Дети (хором). НЕТ!
Кощей. Какая красивая пачка! Открой её, возьми сигарету.
Дети (хором). НЕТ!
Яга. Как мужественно будешь ты смотреться с сигаретой и с бутылкой пива в руках!
Дети (хором). НЕТ!
Кощей. Курить – это современно и круто!
Дети (хором). НЕТ!
Яга. Если у тебя нет денег, угощайся, бери в долг, потом вернёшь.
Дети (хором). НЕТ!
Кощей. Ты откалываешься от коллектива – смотри: здесь все пьют и курят, попробуй за компанию.
Дети (хором). НЕТ!
Яга. Курение, алкоголь, игра, наркотики – это лекарства от скуки.
Дети (хором). НЕТ!
Кощей. Курение успокаивает нервы, алкоголь снимает напряжение.
Дети (хором). НЕТ!
Яга. Наркотики делают человека свободным и счастливым.
Дети (хором). НЕТ!
Кощей. Играй и выигрывай – и ты можешь стать миллионером!
Дети (хором). НЕТ!
Яга. Почему-то все дети упрямо
Не клюют на такую рекламу.
Кощей. Могут нас здесь и побить,
Надо ноги уносить! (Убегают)
8. Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек
Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство – Царство полезных привычек. В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей.
В этом Царстве города носят такие прекрасные названия Труда, Спорта, Искусств, Книг, Гигиены.
Хорошие привычки – это пропуск в эти города.
Чтобы отправиться в путешествие в Царство полезных привычек, вам нужно объединиться в группы по 4 человека по доминирующей полезной привычке. (Дети объединяются в группы)
Представьте себе, что вы работаете в туристическом агентстве и получили задание – сделать рекламу вашему городу. Продолжительность рекламы – 1 минута. Итак, у вас 5 минут.
Включается спокойная, плавная музыка. Дети обсуждают текст рекламы.
Время на подготовку истекло. Начинаем рекламную кампанию. Каждая группа выходит к доске и рекламирует свой город. Начинает город Труда.
Вот мы и выслушали рекламу полезных привычек. Хорошо, если мы сумеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с самим собой, с людьми, с окружающим миром.
Чтобы вернуться в свой класс, нам необходимо взяться за руки и хором сказать: «Да! Полезным привычкам!»
Мы живём не в сказке и у каждого из нас есть какие-то вредные привычки. Для того чтобы избавить от них, я предлагаю вам воспользоваться «Шагами избавления от вредной привычки»
Мой план избавления от вредной привычки
Вредная привычка, от которой я хочу избавиться ___
___
Время для работы над собой ___
Мне понадобится помощь ___
Я должен (должна) сделать ___
Избавившись от этой привычки, я ___
___
Моя награда за преодоление вредной привычки ___
9. Рефлексия. Метод «Недописанного тезиса…»
Я считаю, что сегодня…
Сегодня я узнал…
Сегодня я понял…
Сегодня я чувствовал себя уверенно, комфортно, когда…
Сегодня на часе общения мне было…
После часа общения мне захотелось…