Елена Скотникова
Опыт работы «Центр здоровьесберегающих технологий в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Центр здоровьесберегающих технологий
в свете ФГОС.
Учитель-дефектолог Е. А. Скотникова.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения.
Актуальность.
Публикация «Опыт работы „Центр здоровьесберегающих технологий в свете ФГОС“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Уголки и центры в группах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Задержка психического развития (ЗПР)- это темповое запаздывание в развитии психических процессов и несформированность эмоционально-волевой сферы у детей. Основные симптомы ЗПР: неразвитая память, внимание, мышление, речь, моторика, самоконтроль.
Дети с диагнозом ЗПР оказываются совершенно не готовыми к школе.
Представления об окружающей среде очень малы, отсутствует интерес к учебной деятельности. Также от здоровых детей их отличает и то, что они не умеют обобщать, абстрагировать. Речевая активность таких детей крайне скудна, словарный запас беден. Трудности в обучение усугубляются еще и тем, что дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быструю утомляемость и легкую отвлекаемость.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются современные конструкторы, игры.
Особенности психофизического развития детей с нарушениями в развитии:
• нарушения общей и мелкой моторики;
• расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
• повышенная утомляемость;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств;
• нарушение темпоритмической организации движений.
Задачи использования здоровьесберегающих технологий :
• создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
• распределение образовательных и физических нагрузок,
• предотвращение перегрузок и усталости;
• сохранение здоровья детей и повышение умственной работоспособности, двигательной активности;
• создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
• пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей.
Принципы здоровьесберегающих технологий.
1. Принцип не навреди.
2. Системного чередования нагрузок и отдыха
3. Принцип сознательности и активности.
4. Систематичности и последовательности.
5. Непрерывности здоровьесберегающего процесса.
6. Доступности и индивидуальности
Традиционные и нетрадиционные методы, используемые в коррекционно-педагогической практике
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки.
Дыхательная гимнастика
Дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Гимнастика для глаз помогает:
• Снять физическую и психоэмоциональную напряженность;
• Развить зрительную координацию;
• Укреплять глазные мышцы;
• Развить зоркость и внимательность.
Пальминг
является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок
Пальчиковая гимнастика
• Способствует овладению навыкам мелкой моторики
• Помогает развивать речь
• Повышает работоспособность коры головного мозга
• Развивает психические способности: мышление, память, воображение
• Снимает тревожность
Массаж и самомассаж.
В самомассаже использую поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев. Использую упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша. Прищепки, сухой бассейн, пуговичный массаж
Кинезиология
направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
Су - джок
• Стимулирует речевые зоны коры головного мозга
• Развивает память, внимание, связную речь
• Развивает мелкую моторику рук
• Воздействует на биологически активные точки организма
• Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом
Банчемс
Это инновационный конструктор, который способен развивать психические процессы, интеллектуальную активность, творчество в конструктивной деятельности.
В процессе занятия с применением конструктора Banchems дети воспринимают занятие, как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме.
Психогимнастика
Учим детей говорить добрые слова друг другу. Говорить слова приветствия с улыбкой.
Учит детей расслабляться.
Способствует концентрации внимания.
Помогает снять напряжение.
Снимает возбуждение.
Динамические паузы
Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит динамическим паузам. Я стараюсь проводить их при первых признаках утомления, в середине занятия. Комплексы подобираю согласно лексической теме недели.
Физминутки, проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.