Светлана Ситкина
Центр игровой поддержки ребенка (Ципр)
▼ Скачать + Заказать документы
"Цент игровой поддержки ребенка" (ЦИПР)
Старший воспитатель Ситкина С. А.
МКДОУ Д/С «Теремок» с. Шилыково Лежневского муниципального района Ивановской области
1 слайд - Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа. С введением ФГОС ДО в системе образования меняются подходы к организации образовательного процесса.
Таким образом, Центр – перспективный путь развития системы дошкольного образования применительно к раннему детству.
Публикация «Центр игровой поддержки ребенка (Ципр)» размещена в разделах
2 слайд - Первоначально нами была поставлена цель - создать высокоэффективную систему дополнительного образования:
отвечающую интересам личности ребенка;
потребностям родителей;
позволяющую повысить экономическую эффективность функционирования Центра развития ребенка.
3 слайд - На совете педагогов было принято решение о создании Центра игровой поддержки детей раннего возраста «Карапузики».
Цель создания такого Центра :
реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады, на равные возможности получения дошкольного образования;
развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.
4 слайд - Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
оказать содействие в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
раскрывать, сохранять и развивать психофизиологический потенциал каждого ребенка;
выявлять и раскрывать его индивидуальность;
создавать атмосферу эмоциональной сопричастности;
развивать и поддерживать у ребенка доверительные взаимоотношения со взрослым, интерес к взрослому как партнеру по деятельности, интерес к сверстникам;
приобщать ребенка к культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, музыкальными произведениями и т. д. ;
способствовать своевременному физическому, сенсорно-словесному, музыкально-художественному развитию;
развивать потребность в речевом общении;
оказывать консультативную помощь и поддержку родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста;
создавать условия для успешного прохождения каждым ребенком адаптации при поступлении в детский сад.
5 слайд - Восприимчивость педагогов к инновациям – очень сильно выражена – 24%, выражена – 67%, проявляется, но не всегда – 9%.
6 слайд– Рассмотрим алгоритм организации деятельности ЦИПР :
Проблема - Выстраивание новой модели включения родительской общественности в образовательный процесс через организацию деятельности ЦИПР.
Первичная оценка ситуации, осознание реперных точек -
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива к освоению новых форм дошкольного образования Анализ социального заказа, конкретизация запросов родителей неорганизованных детей на образовательные услуги. Анализ условий для организации ЦИПР.
Постановка задач
Создать нормативно-правовую базу. Разработать пакет методического инструментария. Создать модель ЦИПР. Выстроить «дорожную карту» по реализации программы. Обеспечить готовность субъектов образовательного процесса к работе в условиях инновационной деятельности.
Отбор ресурсов, определение способов решения проблемы
Наличие нормативно-правовых документов (положение о ЦИПР, штатное расписание, заявления и договоры с родителями, договоры с сотрудниками) Обеспеченность предметно-развивающей среды, методической базы Разработка программы игровой поддержки и психолого-педагогического сопровождения ребенка Разработка лекториев, теоретических и практических занятий для родителей Повышение квалификации специалистов.
Организация ЦИПР
Созданы условия: предметно-развивающая среда, научно-методическое обеспечение, дидактическое оборудование и подбор специалистов. Установлено сотрудничество с заинтересованными организациями для научно-консультативной поддержки. Реализуются образовательные программа примерная «Детство». Родители, специалисты, дети вовлечены в единую творческую деятельность.
Мониторинг эффективности работы ЦИПР.
7 слайд - Организация деятельности ЦИПР :
• ЦИПР создается из расчета не менее чем 1 группа по 8 человек.
• В ЦИПР дети принимаются по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между родителями (законными представителями) и администрацией учреждения (при условии представления справки о состоянии здоровья ребенка из детской поликлиники).
• Содержание и методы деятельности ЦИПР определяются программой образовательного учреждения, примерной основной образовательной программой «Детство», программой дополнительного образования «Карапузики», индивидуально ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с государственным образовательным стандартом.
• Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг.
• Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми - не более 8 человек. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий определена графиком и расписанием занятий. Групповая работа может быть организована несколькими педагогами одновременно.
• Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).
• Организацию деятельности ЦИПР осуществляют педагоги ДОУ по направлениям, определенным в штатном расписании.
• В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.
8 слайд - Среда является пространством для конструктивного общения и взаимодействия специалистов и родителей. Она обеспечивает компонент здоровьесберегающей среды с ориентацией на возраст детей. Осуществляется учет: правильного и рационального зонирования пространства; своевременной наполняемостью среды игровыми средствами, оборудованием; использования многофункциональных, легко трансформируемых форм (мебель, игрушки и т. д.). Уделяется внимание индивидуальному личностно – ориентированному подходу в развитии детей.
9 слайд – Параметры результативности педагогического процесса в ЦИПР :
эмоциональный настрой детей их желание посещать ЦИПР;
наличие и содержание интересов, умений, учебных навыков, мотивов у детей;
содержание предметно - развивающей среды;
содержание отношений «ребенок - специалист - родители».
10 слайд - Методика занятий с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей: занятия проходят в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора маленьких детей. Формами работы с детьми являются развивающие игры – занятия, направленные на: развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательной активности; развитие речи, двигательной активности, мелкой моторики, сенсорики, тактильных ощущений, продуктивных видов деятельности, музыкальное развитие.
11 слайд –
консультации и практикумы педагогов по запросу родителей;
имфотека: книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек, видеоролики;
оформление выставок детского творчества;
открытие творческой лаборатории по обмену опытом;
создание «Книги достижений нашего малыша» (портфолио).
12 слайд - Целью деятельностного компонента является реализация различных форм активного совместного взаимодействия ребенка и взрослого. Игровой сеанс в ЦИПР объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеет определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать ему. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.
13 слайд - Формирование доверительных отношений, активизация и обогащение педагогического потенциала родителей лежат в основе общения. Средством реализации общения является: совместные детско – родительские игры – занятия и развлечения; положительный эмоциональный контакт со сверстниками при поддержке родителя и педагога; нерегламентированное общение специалистов и родителей (оказание им помощи и педагогической поддержки обеспечивает не только включенность родителей в совместную деятельность, но и способствует установлению более тесного контакта с собственным ребенком); непосредственное общение родителей друг с другом.
14 слайд – Оценка эффективности проводимой работы осуществляется на основе наблюдений за детьми на занятиях и в свободной деятельности; бесед с родителями; показателей НПР детей; индивидуального профиля развития ребёнка. Предполагаемый результат работы ЦИПР :
повышение роли семьи, родителей в воспитании, развитии ребенка (как социальный результат, т. е. в целом повышение статуса семьи в образовании детей;
предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;
целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;
рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью.