уд
Консультация «Ценности в структуре личности»
▼ Скачать + Заказать документы
По Д. А. Леонтьеву, в структуре личности можно выделить три уровня.
Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, психологический скелет, на который наслаивается все остальное. Сюда, по Д. Леонтьеву, относятся свобода, ответственность и духовность.
Второй уровень – это отношения личности с миром; этот уровень также можно обозначить понятием «внутренний мир человека». Сюда он относит потребности, ценности, отношения.
Публикация «Консультация „Ценности в структуре личности“» размещена в разделах
Третий, нижний уровень – это типичные для личности формы и способы внешнего проявления, «внешняя оболочка» личности. К этому уровню он относит характер, способности и роли.
Какие-либо общие традиции понимания ценностей и общепринятые определения не выработаны. Чаще всего ценностные представления сознания обозначаются широко распространившимся термином «ценностные ориентации», однако он не всегда употребляется однозначно. Ценностные представления и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы ценностей, причем понятия «ценности» и «ценностные ориентации» относятся с равным успехом и к сознаваемым (декларируемым, и к реально значимым ценностям.
Б. Г. Ананьев рассматривал ценности и ценностные образования как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер.
Ю. М. Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений.
Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова рассматривают понятие «личностные ценности». Они пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т. е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности.
По М. Рокичу, ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. Эти убеждения-ценности диагностируются с помощью метода прямого ранжирования. В отечественной литературе те же данные интерпретируются в понятиях ценностных ориентаций.
М. Рокич утверждает, что ценности представляют собой трансформацию потребностей, и только человек способен совершать такую трансформацию. Например, благодаря воспитанию и культуре сексуальное влечение было преобразовано в такие ценности как любовь, духовная близость, преданность.
По Дж. Равену, ценности являются предпочитаемыми стилями поведения (например, силовое поведение, поведение достижения, а не предпочитаемыми объектами (как, например, церковь, картины и пр.).
Д. А. Леонтьев предлагает определение понятия «ценностные ориентации». По Д. Леонтьеву, это осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. Это то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и другие самые различные ценностные представления.
Д. А. Леонтьев выделяет такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ЦС разных социальных групп.
Также среди ценностных представлений он выделяет ценностные идеалы (ЦИ). Смысл понятия ЦИ состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. ЦИ, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего «Я», выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении).
Наряду с ЦИ можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует и ценностная ретроспектива – представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад.
Эти разновидности можно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей М. Рокича.
В 70-е гг. различные авторы стали обращать внимание на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями, пишет Д. Леонтьев. Психологический анализ данной проблемы приводит к следующим выводам.
Во-первых, недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни.
Во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты.
В-третьих, причиной рассогласований может выступать наличие в сознании любого человека самого разного рода ценностных представлений.
Традиционно различаются два основных класса ценностей :
– терминальные (ценности-цели);
– инструментальные (ценности-средства).
Терминальные ценности можно определить как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности – это то что наиболее желательно эмоционально привлекательно для носителя ценностей то что способно описать идеальное состояние бытия.
Инструментальные ценности – это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Это эмоционально предпочитаемый модус поведения и действий.
На такое различение опирается, например, методика исследования ценностей Рокича.
В статье С. С. Бубновой выделяются уровни системы ценностных ориентаций личности :
1. Наиболее обобщенные, абстрактные ценности : духовные, социальные, материальные. Духовные дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др. ; социальные – на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности. Это ценности-идеалы.
2. Ценности, закрепленные в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности : общительность, любознательность, активность, доминантность и т. д. Это ценности-свойства.
3. Наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств. Это ценности – способы поведения.
Важная характеристика ценностей – связь с идеалами. По Д. Леонтьеву, личностные ценности отражаются во внутреннем мире в форме идеалов – образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я.
Отношение между понятиями ценностей и целей весьма сложно. Некоторые ценности могут трактоваться как цели, но только как терминальные цели (которые и придают жизни смысл). Отмечается, что при разработке методик (особенно проективных) важно различать категории ценностей и целей.
Соотношение понятий мотив и ценность можно определить так: мотивы соотносятся с деятельностью, ценности – с жизнедеятельностью в целом.