Мария Суркова
Целевой практико-ориентированный проект в подготовительной группе «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40
Целевой творческий практико– ориентированный проект
«Моя малая родина»
Подготовила :
Суркова Мария Конаковна
Шуя
Ивановская область
Паспорт проекта :
Вид проекта :
• Целевой творческий практико-ориентированный
Тип:
• Детско – взрослый
• Открытый – в ДОО и за его пределами
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации: с октября 2022 по май 2023
Участники проекта :
Публикация «Целевой практико-ориентированный проект в подготовительной группе „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
• Дети подготовительной (6-7 лет)
• Музыкальный руководитель
• Родители воспитанников
Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
• «Познавательное развитие»
• «Художественно – эстетическое развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Физическое развитие»
Для решения проблемы патриотического воспитания старших дошкольников в педагогической практике, ориентированной на решение задач, поставленных ФГОС ДО, необходимыми оказываются новые технологии, в том числе проектная деятельность как часть комплексно - тематического принципа построения.
Актуальность выбранной темы:
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего
поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Эти направления неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности.
Нравственное воспитание в дошкольном учреждении, происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру. К старшему возрасту у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитания.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям, природе.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Гипотеза проекта :
Воспитать патриота своей страны, любящего свою малую родину, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через проектную деятельность
Цели проекта :
• Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, расширение представления о своей малой родине, известных людях своего города - защитниках Отечества;
• Воспитание интереса и уважения к историческому прошлом своего родного края через проектную деятельность;
Задачи проекта :
• Разработать содержание, методы, приемы, формы организации образовательной деятельности, способствующей формированию представлений о малой родине у старших дошкольников.
• Разработать систему перспективного планирования.
• Создать предметно-развивающую среду.
• Составить конспекты занятий, экскурсий и мероприятий для итогового этапа.
• Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости,
мужества, стремления защищать свою Родину.
Формы работы
• Целевые прогулки, экскурсии
• Создание мини – музея
• Подготовка и проведение патриотических праздников
• Образовательная деятельность
• Тематические занятия на патриотическую тему
• Выставки
• Оформление развивающей среды
• Участие в городских мероприятиях
• Создание фотоальбомов, генеалогического древа и др.
Этапы реализации:
1 этап – организационно – диагностический
Цель: мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив.
Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания
единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана
мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов
исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования
и материалов.
2 этап – практический
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта. Проведение занятий по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, проведение экскурсий, бесед, родительских собраний, консультаций для родителей.
3 этап - заключительный
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности представлений о малой родине у детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта : итоговые мероприятия, создание мини-музея, фотоальбомов, рисунки детей, «Семейное древо» и др.
Весь проект был разделен на под-проекты :
1. «Шуя – капелька России!» (сентябрь - декабрь)
2. «Моя семья – мое богатство» (январь – март)
3. «Знаменитые люди города» (апрель – май)
Мониторинг проектной деятельности детей :
1. Анкетирование родителей и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о родном городе.
2. Отслеживание, применение и отражение знаний детей в разных видах деятельности.
Перспективный план мероприятий
№
п/п Проект Мероприятие, тема Ответственный Участники
1 Шуя – капелька России. Анкетирование родителей «Мой город»,
Родительское собрание Воспитатели Родители
Беседа «Город, что сердцу дорог», Путешествие по карте города «И улицы имеют имена». Аппликация «Дома на нашей улице». Воспитатели, Дети
К/р "Формирование у дошкольников преставлений о малой родине через проектную деятельность".
Творческое рассказывание «Люблю тебя,
родная Шуя», «Улица на которой я живу» Воспитатели Воспитатели, родители,
дети
«Путешествие в историю родного города», экскурсия в музей им. Фрунзе. Беседа «Герб родного города». Пословицы и поговорки о г. Шуя. Воспитатели
Дети, родители
Экскурсия «Голубая жилка родной земли» (к реке Теза). Н/ п игры: «Кто живет в нашей реке?», «Найди животных нашего края». Воспитатели
Дети, родители
Знакомство с символикой г. Шуя. Н/ п игры: «Найди герб родного
города», «Собери герб из отдельных
элементов». Экскурсия в «Музей мыла». Воспитатели Дети, родители
Создание фотоальбомов: «Мой любимый город», «Животные и птицы нашего края». Игра-путешествие «Мой родной город Шуя» Воспитатели, муз. руководитель Дети,
родители
Сбор экспонатов и создание мини-музея «Волшебный чердачок» Воспитатели, Дети,
родители
Чтение стихов шуйских поэтов о городе: И. Барехова «Глубинка России», Т. Степа нова «Родная Шуя». Разучивание песни «Шуя – капелька России». Муз. руководитель
воспитатели Дети
ООД «Промыслы Шуи», «Чем славен мой город» - экскурсия. Создание альбома «Шуя в прошлом и настоящем» (совместно с родителями) Воспитатели Дети,
родители
2 Моя семья – мое богатство. Анкетирование родителей «Ценности и традиции Вашей семьи», консультация для родителей. НОД «Моя семья» Воспитатели Родители
Беседа с детьми «Игрушки наших мам и пап». Экскурсия в мини-музей «Советской игрушки». Музыкальная гостиная «Песенки о семье».
муз. руководитель воспитатели Дети, родители
Совместный с родителями праздник «Святочные гуляния».
Викторина «Моя семья» муз. руководитель воспитатели Дети, родители
Составление «Семейного древа» (совместно с родителями) Воспитатели Дети, родители
Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» воспитатели Дети,
родители
Совместный с родителями праздники «Богатырская застава», «8 Марта» муз. руководитель воспитатели Дети,
родители
3 «Знаменитые люди города» «Путешествие в историю родного города» - экскурсия по городу Воспитатели Дети,
воспитатели
ООД «Знаменитые люди Шуи», Беседа
«Символы Победы». «Цветы ветеранам» (рисунки, поделки совместно с родителя ми). Воспитатели Дети,
родители
Возложение цветов к памятнику погибшим воинам «Вечный огонь». Музыкальная гостиная «Песни военных лет». Воспитатели Дети,
Родители
Н/ п игры: «Определи рода войск»,
разрезные картинки «Военная техника».
С/ р: «Госпиталь», «Танкисты». Разучивание песен военных лет. Муз. руководитель
воспитатели Дети
Праздничный концерт к Дню Победы – 9 Мая. Участие в городском конкурсе «Славим Россию» муз. руководитель
воспитатели Дети, родители
Экскурсия к памятнику Поэта К. Бальмонта, прочтение его стихотворений детьми. Воспитатели Дети
Выступление на педсовете с отчетом о проделанной работе и о результатах проектной деятельности Воспитатели
Предполагаемый результат:
• Создана предметно-развивающая среда.
• Проведены беседы, различные экскурсии.
• Сформируется у дошкольников представление о родной стране, о своей малой родине – Шуе, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
• В результате проведённой работы у детей сформировались следующие
ценностные ориентиры:
• Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями
нашего народа.
• Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
• Бережное отношение к природе родных мест.
• Любовь к своей малой родине, как к источнику патриотического начала.
• Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
• Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в
повседневной жизни.
• Гордость за малую родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
• Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
Литература:
1. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина.
2. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду» Сценарии, песни и танцы.
3. Т. А. Иваничкина «Развитие личности ребенка в проектной деятельности»
Изд. «Учитель». - 2018 г.
4.«Музыкальный руководитель» журнал №2.05, №2. 06. №2. 07., №2.08
5. О. А. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» М. : Детство – Пресс, 2000
6. «Память…Методическая разработка для детей по
нравственно-патриотическому воспитанию» Автор – Н. Н. Леонова.
7. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева «Нравственно – патриотическое воспитание
старших дошкольников» Изд. «Учитель» 2016г.
8. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на
основе проектно- исследовательской деятельности» Изд. «Учитель». - 2020 г.
9. О. В. Шубина, И. Г. Чайка «Музыкальное развитие детей на основе народной
культуры» Изд. «Учитель». - 2020г.