Наталья Малышева
Целевая экскурсия в парк «Ходит осень в нашем парке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания о признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- закрепить знания детей о деревьях, умение узнавать их по листьям и другим отличительным признакам;
- расширять кругозор о природных изменениях осенью.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление, воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее, проявлять
заботу;
- способствовать получению положительных эмоций.
Публикация «Целевая экскурсия в парк „Ходит осень в нашем парке“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Обогащение словаря: золотая осень, багряный, величаво, шелестят, листопад.
Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, приметах,
рассматривание репродукций об осени русских художников, знакомство с
народными пословицами.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли в парк, чтобы совершить увлекательную прогулку. Отгадайте загадку:
Каждый год гостей ждет:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, четвертый плачет. Кто это?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, какое время года нас встречает в парке? Вы готовы совершить с нами прогулку по осеннему парку?
Тогда отправляемся, и впереди нас с вами ждет удивительный мир деревьев. Очень хочется сохранить красоту осенних деревьев на долго, и поэтому мы сегодня от каждого дерева принесем по листочку и сделаем гербарий.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение А. Ерикеева и определите, название какого дерева мы там слышим?
Наступила осень, пожелтел наш сад.
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья.
Улетели птицы в дальние края
Дети: Береза.
Воспитатель: Как нам узнать березу среди других деревьев?
Ответы детей: Ствол необычного окраса бело-черный, резные листочки среднего размера, напоминают «монетки».
Воспитатель: Считалось, что береза наполняет человека живительной силой. Береза - дерево, отдающее свою энергию. Если обнять ее ствол и прижаться головой к коре, просто постоять несколько минут, то можно ощутить, как снимается усталость, проходит головная боль. Энергия березы — мягкая, успокаивающая. Еще березу называют исконно русским деревом, где она вырастет, там и русский человек приживется.
Время для подвижной игры «К названному дереву беги». Цель: формировать умение быстро находить и отличать деревья по определенным признакам (листья, ствол); развивать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитатель: Ну что ребята, отправляемся дальше. Посмотрите на право, какое вы видите дерево? Дети: Сосна. Воспитатель: Правильно. Сосна - хвойное дерево, которое сбрасывает осенью не только прошлогодние хвоинки - иголочки, но и кору обновляет. Опавшие иголочки, кусочки коры, шишки – все это носит название хвойный опад. Хвойный опад используют в садоводстве. Им утепляют растения под зиму, для того чтобы они хорошо перенесли мороз.
Воспитатель: Почему осень называют золотой? Правильно, листья становятся желтыми, золотыми. Давайте проверим, как вы хорошо знаете деревья и их листочки. Упражнение «Какой листочек» :
- этот листик упал с березы, листочек какой? – березовый,
- этот листик упал с дуба, листочек какой? – дубовый.
Посмотрите внимательно вокруг и найдите дерево дуб. А какие у него листики? А если мы сравним листик березы и листик дуба, чем они отличаются? (формой, цветом, размером). А у дуба есть желуди – это его семена. Давайте поищем желуди, которые нам пригодятся для поделок.
А этот листик кленовый, с какого дерева он упал?
Дети: С клена.
Воспитатель: Отправляемся искать клен.
Дети находят клен.
Воспитатель: Как вы определили, что это клен?
Дети: По красивым, резным листочкам и плодам - крылаткам.
Воспитатель: Верно, это семена клена. Они летят точно самолетики. Семена созревают в сентябре. Они сидят на ветках, сросшись парами. Когда семена созревают, пары разъединяются и семечки летят, вертясь на собственных крылышках. Клен медонос: пчелы собирают с его цветков нектар. Семенами кормятся птицы. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.
Воспитатель: Обойдите вокруг этого дерева и посмотрите на опавшие листья. Как много ягод у этого дерева. Вы его узнали?
Дети: Это рябина.
Воспитатель: Рябину легко узнать по перистым листьям – так называют листья, по строению похожие на перо птицы. Ее ягоды помогают выжить зимой птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная».
Красную ягодку мне дала рябина,
Думал я что сладкую, а она горчит.
То ли эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая подшутить хотела?
-- Вы наверно, пробовали на вкус ягоды рябины? Они горьковатые, кислые, а после крепких морозов становятся слаще. Из них делают лекарства, варят варенье.
В старину девушки под рябиной водили хороводы. О рябине написано много стихов и песен.
Предложить детям собрать красивые осенние листья для гербария и аппликации.
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких деревьев мы сегодня с вами любовались? Я думаю, вы теперь понимаете, почему важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы, детский сад.
Все было так чудесно и красиво,
Мы скажем всем: «спасибо».
Мы с вами не прощаемся,
Ведь осень продолжается.