Получи документы

Проект «Целевая модель наставничества»

Марина Астанина
Проект «Целевая модель наставничества»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 299»

Проект

Целевая модель наставничества

«Повышение профессиональной компетентности

педагогических работников МБДОУ № 299 на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника»»

Разработчики:

Заведующий

Тарабанова С. Н.

Старший воспитатель

Астанина М. Б.

г. Ростов-на-Дону

2022г.

Пояснительная записка

Публикация «Проект „Целевая модель наставничества“» размещена в разделах

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.

Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации педагогических работников (неопытных специалистов).

В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:

- потребность в личностном развитии и креативность;

- мотивация и готовность к инновациям;

- принятие современных приоритетов дошкольного образования;

- способность и потребность в рефлексии.

Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.

Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки неопытных педагогов.

В нашем ДОУ мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:

- анкетирование педагогических работников по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;

- самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников;

- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;

- экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности неопытного педагога с родителями»

- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;

- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности неопытных педагогов и специалистов к реализации ФГОС ДО».

Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.

Были выявлены следующие профессиональные дефициты:

1. Недостаточность теоретических знаний у воспитателя Шиляевой О. П. (после прерывания педагогической деятельности) об особенностях организации работы с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника».

2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов конструктивной детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.

3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.

4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной конструктивной деятельности детей.

5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение неопытных педагогических работников в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.

Было принято решение разработать проект «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ № 299 на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника», в основе которого лежит внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБДОУ.

Основная часть

Паспорт проекта

Название и тип проекта Проект. Целевая модель наставничества.

«Повышение профессиональной компетентности

педагогических работников МБДОУ № 299 на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника»»

Разработчики Тарабанова С. Н. -заведующий

Волошина Е. В. - методист

Астанина М. Б. – старший воспитатель

Участники проекта Тарабанова С. Н. - заведующий

Волошина Е. В. - методист

Астанина М. Б. - старший воспитатель

Шиляева О. П. -воспитатель (неопытный педагог)

Сроки реализации проекта 2022-2023 уч. год

Цель проекта Повышение профессиональной компетентности педагогического работника через наставничество (взаимодействие нового сотрудника с опытным, располагающим ресурсами и навыками педагогом) на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника»» посредством методического сопровождения.

Задачи проекта

1. Создать мотивационные условия для профессионального роста неопытного специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.

2. Организовать наставничество, комплекс методических мероприятий, направленных на освоение неопытным педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника».

3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника». (Разработка и реализация проекта «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста).

4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций педагогического работника. в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника».

Этапы проведения проекта I этап. Организационный

Цель: Создание условий для профессионального роста неопытного педагога.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности неопытного педагога

(создание проекта «LEGO-конструирование и робототехника»)

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности неопытного педагога в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника»

Планируемые результаты проекта Неопытный педагог :

- знает об особенностях организации работы с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника»

- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной конструктивной деятельности воспитанников;

- умеет организовывать развивающие виды конструктивной деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;

- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;

- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;

- умеет создать условия для развития конструктивной самостоятельной деятельности детей;

- самостоятельно разрабатывает проект «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста.

Форма проведения итогового мероприятия Презентация наставником и наставляемым методической разработки (проекта) «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста.

Продукты проекта Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности неопытного педагога:

- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения неопытных педагогов;

- методическая разработка (проект) наставника и наставляемого «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста;

- методические задания и вопросы для педагога;

- презентации-консультации для неопытного педагога по направлению «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника» ;

- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у неопытного педагога;

- сценарии мастер-классов.

Ресурсы проекта :

1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и неопытным педагогом.

3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности неопытного педагога.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие неопытного педагога в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.

3. Недостаточная готовность педагога-наставника к включению в процесс помощи неопытному педагогу и наставничеству.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка неопытного педагога в решении проблем проектирования РППС.

2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности неопытного педагога и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.

3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения неопытного педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5. Материально-техническое обеспечение проекта.

6. Привлечение педагогов-наставников к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.

Механизм оценки эффективности проекта

1. Анкетирование среди родителей.

2. Тестирование и анкетирование неопытного педагога.

3. Анализ реализации этапов проекта.

4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает неопытный педагог.

Этапы реализации проекта

Этап Срок Содержание

I этап. Организационный

Цель: Создание методической системы сопровождения неопытного педагога

Август-сентябрь

2022г. 1. Разработка и утверждение приказов: об утверждении положения о наставничестве, об организации наставничества в МБДОУ № 299, о внедрении целевой модели наставничества, плана реализации целевой модели наставничества, о формировании наставнических пар, о назначении куратора,

2. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.

3. Определение приоритетных направлений в организации обучения.

4. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

II этап.

Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности неопытного педагога.

октябрь 2022- март 2023 1. Реализация плана МБДОУ№299 по наставничеству на 2022-2023 учебный год плана мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника.

2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности неопытного педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.

3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.

4. Работа наставника и наставляемого над созданием методической разработоки (проекта) - «LEGO-конструирование и робототехника»…;

III этап.

Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.

Апрель 2023- май 2023 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

2. Самоанализ профессиональной деятельности неопытного педагога.

3. Отчет педагога-наставника.

4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности неопытного педагога перед педагогическим сообществом.

План методических мероприятий

I этап. Организационный

№ Мероприятия этапа Ответственные

1. Разработка и утверждение приказов: об утверждении положения о наставничестве, об организации наставничества в МБДОУ № 299, о внедрении целевой модели наставничества, плана реализации целевой модели наставничества, о формировании наставнических пар, о назначении куратора, Заведующий

Методист

ст. воспитатель

2. Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у неопытного педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).

Методист

ст. воспитатель

3. Организация наставничества : прикрепление к малоопытному специалисту педагога-наставника.

ст. воспитатель

4. Разработка индивидуального профессионального маршрута/плана для неопытного педагога. ст. воспитатель

педагог-наставник

5. Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, проектов, направленных на формирование профессиональных компетенций неопытного педагога

ст. воспитатель

педагог-наставник

II этап. Внедренческий

№ Мероприятия этапа Ответственные

1. Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций) :

- «Основные направления современного дошкольного образования: познавательное развитие, раздел «Конструирование и робототехника»;

- «Применение современных образовательных технологий: LEGO-конструирование и робототехника при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»

-Участие в районном семинаре практикуме «МАТАТА LAB-образовательная среда современного дошкольника» в рамках проекта «LEGO-конструирование и робототехника, как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста»;

-Участие в городском форуме «Образование и воспитание»;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;

- «Педагогическое сопровождение самостоятельной конструктивной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;

- «Организация познавательной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»;

-«LEGO-конструирование и робототехника»-новая педагогическая технология»

Проектная деятельность - как метод развивающего обучения»;

-«Как реализовать педагогический проект воспитателю»;

- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями».

ст. воспитатель

педагог-наставник

2. Проведение практикумов:

- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;

-«Организация конструктивных видов детской деятельности воспитанников ДОО»

- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ»

. – «Как организовать деятельность по «LEGO-конструированию и робототехнике» в дошкольной группе.

Методист

ст. воспитатель,

педагог-наставник

3. Организация взаимопосещений неопытным педагогом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов

Методист

ст. воспитатель,

педагог-наставник

4. Проведение открытого просмотра НОД у неопытного педагога

Методист

ст. воспитатель,

педагог-наставник

5 Организация мастер-классов:

- «Конструируем, играем, изучаем»;

- организация в подготовительной группе творческой студии «Инженерики»;

- квест-игра «Лего-ландия»;

- творческая лаборатория «Теремок»;

ст. воспитатель,

педагог-наставник

6. Создание методической разработки (проекта)

«LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста. ст. воспитатель,

педагог-наставник,

неопытный педагог

III этап. Аналитико-обобщающий

№ Мероприятия этапа Ответственные

1. Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у неопытного педагога Методист

ст. воспитатель

2. Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

Ст. воспитатель

3. Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения неопытного педагога.

Методист

ст. воспитатель

педагог-наставник

3. Представление итогов проекта в форме :

- аналитического отчета старшего воспитателя;

- отчета педагога-наставника по сопровождению начинающего специалиста;

- представление методической разработки (проекта) наставником и наставляемым. ст. воспитатель

педагог-наставник

наставляемый

4. Итоговое мероприятие: «Презентация методической разработки (проекта) наставника и наставляемого : «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста. Методист

ст. воспитатель

педагог-наставник

наставляемый

воспитатели

специалисты

Список источников

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями от 21.01.2019г.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,

4. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.

5. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Научно-методическая литература:

1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL : hllp ://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.

2. Афонькина Ю. А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.

3. Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.

4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.

5. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.

6. Лебедева С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб. : Детство-Пресс, 2011.

7. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.

8. Микляева Н. В., Романова О. Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2010.

9. Никитина С. В., Свирская Л. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М. : Линка-Пресс, 2008.

10. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.

11. Стародубцев В. А., Киселева А. А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал»Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал» Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.

Целевая прогулка на огород: наблюдение за огурцом.Целевая прогулка на огород: наблюдение за огурцом. Дети раннего возраста имеют очень маленький жизненный опыт, многое в природе они видят в первый раз! Для них любое растение, цветочек или.

Целевая прогулка «Наблюдение за виноградом»Целевая прогулка «Наблюдение за виноградом» Цель: развивать познавательную активность в процессе наблюдения. Развивать наблюдательность,внимание, мышление, речь. Воспитывать бережное.

Целевая прогулка «Одуванчик в мае» (старшая группа)Целевая прогулка «Одуванчик в мае» (старшая группа) Образовательные области ПР, РР,СКР,ХЭР,ФР Наблюдение, познавательный рассказ «Одуванчик в мае». Предложить детям осмотреться на участке.

Целевая прогулка «Осторожно — перекресток» Цель: познакомить с перекрестком и правилами поведения на этом участке дороги, расширить знания об улице, активизировать словарь: тротуар,.

Целевая прогулка «Светофор»Целевая прогулка «Светофор» Не сомневаюсь, что все дошкольные образовательные учреждения проводят мероприятия по ПДД, недели и даже целые месячники. Наш сад не исключение,.

Целевая прогулка  «Труд дворника зимой»Целевая прогулка  «Труд дворника зимой» Художественное слово Засыпало снегом наш маленький дворик. Шагает с лопатой по дворику дворник. Сгребает сугробы. Таков его труд. Нелёгкое.

Игра как модель мира.Игра как модель мира. Здравствуйте уважаемые коллеги 2015 в нашем саду быль объявлен конкурс "Игра как модель мира ". В рамках нашего конкурса каждая группа должна.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Целевая модель наставничества»
Опубликовано: 5 мая 2023 в 11:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Целевая модель наставничества»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Астанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД