Марина Астанина
Проект «Целевая модель наставничества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 299»
Проект
Целевая модель наставничества
«Повышение профессиональной компетентности
педагогических работников МБДОУ № 299 на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника»»
Разработчики:
Заведующий
Тарабанова С. Н.
Старший воспитатель
Астанина М. Б.
г. Ростов-на-Дону
2022г.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Целевая модель наставничества“» размещена в разделах
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.
Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации педагогических работников (неопытных специалистов).
В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:
- потребность в личностном развитии и креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- принятие современных приоритетов дошкольного образования;
- способность и потребность в рефлексии.
Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.
Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки неопытных педагогов.
В нашем ДОУ мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:
- анкетирование педагогических работников по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;
- самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников;
- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;
- экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности неопытного педагога с родителями»
- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;
- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности неопытных педагогов и специалистов к реализации ФГОС ДО».
Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.
Были выявлены следующие профессиональные дефициты:
1. Недостаточность теоретических знаний у воспитателя Шиляевой О. П. (после прерывания педагогической деятельности) об особенностях организации работы с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника».
2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов конструктивной детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной конструктивной деятельности детей.
5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение неопытных педагогических работников в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.
Было принято решение разработать проект «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ № 299 на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника», в основе которого лежит внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБДОУ.
Основная часть
Паспорт проекта
Название и тип проекта Проект. Целевая модель наставничества.
«Повышение профессиональной компетентности
педагогических работников МБДОУ № 299 на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника»»
Разработчики Тарабанова С. Н. -заведующий
Волошина Е. В. - методист
Астанина М. Б. – старший воспитатель
Участники проекта Тарабанова С. Н. - заведующий
Волошина Е. В. - методист
Астанина М. Б. - старший воспитатель
Шиляева О. П. -воспитатель (неопытный педагог)
Сроки реализации проекта 2022-2023 уч. год
Цель проекта Повышение профессиональной компетентности педагогического работника через наставничество (взаимодействие нового сотрудника с опытным, располагающим ресурсами и навыками педагогом) на примере реализации образовательной технологии «LEGO-конструирование и робототехника»» посредством методического сопровождения.
Задачи проекта
1. Создать мотивационные условия для профессионального роста неопытного специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.
2. Организовать наставничество, комплекс методических мероприятий, направленных на освоение неопытным педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника».
3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника». (Разработка и реализация проекта «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста).
4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций педагогического работника. в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника».
Этапы проведения проекта I этап. Организационный
Цель: Создание условий для профессионального роста неопытного педагога.
II этап. Внедренческий
Цель: Разработка и реализация методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности неопытного педагога
(создание проекта «LEGO-конструирование и робототехника»)
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности неопытного педагога в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника»
Планируемые результаты проекта Неопытный педагог :
- знает об особенностях организации работы с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника»
- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной конструктивной деятельности воспитанников;
- умеет организовывать развивающие виды конструктивной деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;
- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;
- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;
- умеет создать условия для развития конструктивной самостоятельной деятельности детей;
- самостоятельно разрабатывает проект «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста.
Форма проведения итогового мероприятия Презентация наставником и наставляемым методической разработки (проекта) «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста.
Продукты проекта Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности неопытного педагога:
- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения неопытных педагогов;
- методическая разработка (проект) наставника и наставляемого «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста;
- методические задания и вопросы для педагога;
- презентации-консультации для неопытного педагога по направлению «Познавательное развитие», раздел «Конструирование и робототехника» ;
- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у неопытного педагога;
- сценарии мастер-классов.
Ресурсы проекта :
1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и неопытным педагогом.
3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности неопытного педагога.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Пассивное участие неопытного педагога в проекте.
2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
3. Недостаточная готовность педагога-наставника к включению в процесс помощи неопытному педагогу и наставничеству.
Пути преодоления рисков:
1. Поддержка неопытного педагога в решении проблем проектирования РППС.
2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности неопытного педагога и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения неопытного педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
5. Материально-техническое обеспечение проекта.
6. Привлечение педагогов-наставников к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.
Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование среди родителей.
2. Тестирование и анкетирование неопытного педагога.
3. Анализ реализации этапов проекта.
4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает неопытный педагог.
Этапы реализации проекта
Этап Срок Содержание
I этап. Организационный
Цель: Создание методической системы сопровождения неопытного педагога
Август-сентябрь
2022г. 1. Разработка и утверждение приказов: об утверждении положения о наставничестве, об организации наставничества в МБДОУ № 299, о внедрении целевой модели наставничества, плана реализации целевой модели наставничества, о формировании наставнических пар, о назначении куратора,
2. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.
3. Определение приоритетных направлений в организации обучения.
4. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.
II этап.
Внедренческий
Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности неопытного педагога.
октябрь 2022- март 2023 1. Реализация плана МБДОУ№299 по наставничеству на 2022-2023 учебный год плана мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника.
2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности неопытного педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.
3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.
4. Работа наставника и наставляемого над созданием методической разработоки (проекта) - «LEGO-конструирование и робототехника»…;
III этап.
Аналитико-обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.
Апрель 2023- май 2023 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.
2. Самоанализ профессиональной деятельности неопытного педагога.
3. Отчет педагога-наставника.
4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности неопытного педагога перед педагогическим сообществом.
План методических мероприятий
I этап. Организационный
№ Мероприятия этапа Ответственные
1. Разработка и утверждение приказов: об утверждении положения о наставничестве, об организации наставничества в МБДОУ № 299, о внедрении целевой модели наставничества, плана реализации целевой модели наставничества, о формировании наставнических пар, о назначении куратора, Заведующий
Методист
ст. воспитатель
2. Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у неопытного педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).
Методист
ст. воспитатель
3. Организация наставничества : прикрепление к малоопытному специалисту педагога-наставника.
ст. воспитатель
4. Разработка индивидуального профессионального маршрута/плана для неопытного педагога. ст. воспитатель
педагог-наставник
5. Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, проектов, направленных на формирование профессиональных компетенций неопытного педагога
ст. воспитатель
педагог-наставник
II этап. Внедренческий
№ Мероприятия этапа Ответственные
1. Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций) :
- «Основные направления современного дошкольного образования: познавательное развитие, раздел «Конструирование и робототехника»;
- «Применение современных образовательных технологий: LEGO-конструирование и робототехника при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»
-Участие в районном семинаре практикуме «МАТАТА LAB-образовательная среда современного дошкольника» в рамках проекта «LEGO-конструирование и робототехника, как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста»;
-Участие в городском форуме «Образование и воспитание»;
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;
- «Педагогическое сопровождение самостоятельной конструктивной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;
- «Организация познавательной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»;
-«LEGO-конструирование и робототехника»-новая педагогическая технология»
-«Проектная деятельность - как метод развивающего обучения»;
-«Как реализовать педагогический проект воспитателю»;
- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями».
ст. воспитатель
педагог-наставник
2. Проведение практикумов:
- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;
-«Организация конструктивных видов детской деятельности воспитанников ДОО»
- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ»
. – «Как организовать деятельность по «LEGO-конструированию и робототехнике» в дошкольной группе.
Методист
ст. воспитатель,
педагог-наставник
3. Организация взаимопосещений неопытным педагогом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов
Методист
ст. воспитатель,
педагог-наставник
4. Проведение открытого просмотра НОД у неопытного педагога
Методист
ст. воспитатель,
педагог-наставник
5 Организация мастер-классов:
- «Конструируем, играем, изучаем»;
- организация в подготовительной группе творческой студии «Инженерики»;
- квест-игра «Лего-ландия»;
- творческая лаборатория «Теремок»;
ст. воспитатель,
педагог-наставник
6. Создание методической разработки (проекта)
«LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста. ст. воспитатель,
педагог-наставник,
неопытный педагог
III этап. Аналитико-обобщающий
№ Мероприятия этапа Ответственные
1. Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у неопытного педагога Методист
ст. воспитатель
2. Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.
Ст. воспитатель
3. Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения неопытного педагога.
Методист
ст. воспитатель
педагог-наставник
3. Представление итогов проекта в форме :
- аналитического отчета старшего воспитателя;
- отчета педагога-наставника по сопровождению начинающего специалиста;
- представление методической разработки (проекта) наставником и наставляемым. ст. воспитатель
педагог-наставник
наставляемый
4. Итоговое мероприятие: «Презентация методической разработки (проекта) наставника и наставляемого : «LEGO-конструирование и робототехника», как новая педагогическая технология развития детей дошкольного возраста. Методист
ст. воспитатель
педагог-наставник
наставляемый
воспитатели
специалисты
Список источников
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями от 21.01.2019г.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
4. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
5. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Научно-методическая литература:
1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL : hllp ://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
2. Афонькина Ю. А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
3. Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
5. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
6. Лебедева С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб. : Детство-Пресс, 2011.
7. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
8. Микляева Н. В., Романова О. Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2010.
9. Никитина С. В., Свирская Л. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М. : Линка-Пресс, 2008.
10. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
11. Стародубцев В. А., Киселева А. А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.